Третье февраля стало особенным днем для китайского активиста Гуань Хэна и в то же время знаковым для многих искателей убежища в США. Иммиграционный суд в Нью-Йорке предоставил ему политическое убежище, признав «обоснованную угрозу» в случае возвращения в Китай. Через неделю после решения суда Гуань вышел на свободу, проведя пять месяцев под стражей в иммиграционном центре.
Гуань Хэн родился и более тридцати лет прожил в Китае. Все изменилось в 2020 году, когда он отправился в Синьцзянский регион с намерением задокументировать положение уйгуров — мусульманского меньшинства, проживающего на западе страны.
«Я прочел несколько отчетов о преследовании уйгуров в Китае. Исходя из своего понимания китайского режима и как обычный гражданин, свобода слова которого ограничена, я сочувствовал им», — рассказал он.
По данным правозащитников, в Синьцзяне около миллиона человек содержатся в так называемых «лагерях перевоспитания». США и Великобритания обвиняют Пекин в геноциде уйгуров. Китайские власти эти обвинения отвергают и ограничивают доступ к региону для иностранных журналистов.
Гуань заинтересовался темой более десяти лет назад, а в 2020-м, прочитав расследование BuzzFeed, решил вернуться в регион и снять увиденное. В Урумче - крупнейшем городе Синьцзяна - он зафиксировал объекты без вывесок, с усиленной охраной и колючей проволокой на стенах.
«Они выглядели как тюрьмы. Один большой лагерь вдоль дороги Гаоке даже не отмечен на картах», — говорит Гуань.
По возвращении в родной город в центральном Китае он понял, что публикация материалов на родине приведет к немедленному аресту.
«Если бы я опубликовал видео в Китае, меня бы арестовали, а материалы уничтожили. Этого я не мог допустить», – объясняет он.
Гуань покинул страну, преодолел несколько государств Латинской Америки и в 2021 году пересек южную границу США, добравшись до Флориды, где подал заявление о предоставлении убежища.
Его видео, по словам правозащитников и журналистов, стало важным доказательством возможных нарушений прав человека в Синьцзяне.
После публикации материалов в США китайские власти, по словам матери Гуаня, начали оказывать давление на его семью. Полиция допрашивала отца и близких родственников, в квартире Гуаня провели обыск и изъяли компьютер.
"Мы знаем все, что происходит с вашим сыном в США", - якобы заявили представители службы госбезопасности его отцу, угрожая аннулировать регистрацию имущества.
В прошлом году Гуаня были арестованы агентами иммиграционной службы США за незаконный въезд. Сначала его планировали депортировать в Уганду. Однако Специальный комитет Палаты представителей США по Китаю обратился в Министерство внутренней безопасности с просьбой уволить его.
В конце концов, иммиграционный суд в Нью-Йорке признал, что в случае возвращения в Китай Гуаню грозит преследование, и предоставил ему убежище.
На вопрос, жалеет ли он о поездке в Синьцзян и публикации материалов, Гуань отвечает однозначно:
Нет. С самого начала я снимал, чтобы сделать что-то значительное – что-то более важное, чем просто снимать свою жизнь».
Он призвал граждан Китая оставаться бдительными по поводу действий Коммунистической партии и отметил, что его вдохновляют китайские диссиденты — гражданская журналистка Чжан Чжань и находящиеся в тюрьме блоггер Жуань Сяохуань.
История Гуаня Хена стала примером того, как документирование событий в закрытых регионах может иметь далеко идущие последствия — как для международной политики, так и для личной судьбы человека.