Намереваясь запретить продажу новых бензиновых и дизельных автомобилей к 2035 году, Европейский союз связывает свое будущее с электромобилями и батареями. Однако цель ЕС по самостоятельному производству этих батарей и избежанию зависимости от Китая, по мнению некоторых аналитиков, находится под угрозой.
Европа в основном зависит от коммунистического режима Китая в вопросах поставок и производства аккумуляторов.
«Батареи имеют важное значение для большинства наших повседневных действий в современной жизни», — сказал Epoch Times Стив Кристенсен, исполнительный директор Responsible Battery Coalition.
«Поэтому позволять иностранному экономическому противнику, который работает в неконкурентной экономике, конкурировать с нами […] — это немного безумие».
В прошлом месяце французская горнодобывающая компания Eramet, которая добывает металлы, используемые в батареях, и генеральный директор Umicore, бельгийско-французской компании, специализирующейся на производстве и переработке материалов для батарей, заявили Financial Times, что проект по созданию полностью автономной европейской промышленности не сработает.
Кристель Борис, недавно возглавившая Eramet, заявила, что Европа должна быть «реалистичной», поскольку Китай потратил два десятилетия на совершенствование своей технологии производства батарей и имеет «огромное преимущество».
Барт Сап, генеральный директор Umicore, заявил:
«Мы должны интегрировать Китай в наше производство в Европе. В противном случае мы рискуем оказаться в зависимости в сфере мобильности».
Тем не менее, ЕС попытался уменьшить свою зависимость от Китая, сделав ставку на производителя батарей Northvolt. Основанная бывшими руководителями Tesla, Northvolt стремилась стать европейской гигафабрикой по производству литий-ионных элементов в больших масштабах и занять 25% европейского рынка аккумуляторов к 2030 году.
Литий-ионные батареи, используемые в широком спектре электронных устройств, от смартфонов до ноутбуков, также являются основным источником питания электромобилей (ЭМ) благодаря своей высокой энергетической плотности, легкости и возможности перезарядки.
Однако производственный процесс, требующий больших капиталовложений, оказался слишком сложным для Европы.
12 марта Northvolt объявила, что после «всесторонних усилий по изучению всех доступных вариантов для обеспечения финансовой и операционной устойчивости в будущем» она подала заявление о банкротстве в Швеции.
Это последовало за предыдущим заявлением о банкротстве в соответствии с главой 11 в США со стороны ее калифорнийской дочерней компании из-за растущих убытков и постоянных проблем с производством.
Несмотря на это банкротство, ЕС сохраняет свои амбициозные цели в области производства аккумуляторов и электромобилей.
Согласно Зеленому пакту для Европы, с 2035 года все новые автомобили, поступающие на рынок, не должны будут выбрасывать углекислый газ, что сделает незаконной продажу новых бензиновых или дизельных автомобилей в ЕС в рамках его стратегии зеленого перехода.
Европейский альянс по батареям, созданный в 2017 году Европейской комиссией, стремится к тому, чтобы к 2030 году европейские производители обеспечивали 90 % годовой потребности ЕС в батареях.
Представительница Комиссии заявила в электронном письме Epoch Times, что блок продолжает «достигать значительного прогресса в достижении стратегической цели по покрытию 90% годового спроса на аккумуляторы в Европе за счет производства в ЕС к 2030 году».
«Судя по текущим заявлениям производителей, установленная производственная мощность по выпуску аккумуляторных батарей к 2030 году должна достичь 892 ГВтч. При прогнозируемом спросе на этот же год в размере от 890 до 998 ГВтч ЕС остается на правильном пути к достижению этой амбициозной цели», — уточнила она.
Согласно отчету Института энергетических исследований, некоммерческой организации, базирующейся в Вашингтоне, европейские автопроизводители в основном закупают батареи у LG Energy Solution и Samsung (Южная Корея) и китайского гиганта CATL.
Майкл Эшли Шульман, директор по инвестициям Running Point Capital Advisors, заявил в электронном письме Epoch Times, что, по его мнению, европейские амбиции в области производства аккумуляторов были «закорочены».
«Банкротство Northvolt не ограничилось бухгалтерским балансом, оно разрушило главную мечту о европейской независимости в области электромобилей», — заявил он.
«Китай не только доминирует в производстве элементов (около 80–85%), но и контролирует все этапы производства, а также все больше и больше интеллектуальную собственность».
«Если нефть дала ОПЕК геополитическое влияние, то литий-ионные батареи становятся оружием власти для Пекина».
Он добавил, что «зеленый» переход Европы «теперь зависит от китайского экспорта, который может быть перенаправлен или ограничен одним росчерком пера Политбюро».
Американская компания Lyten, разрабатывающая технологию литий-серных батарей, считает, что может справиться с этой задачей.
Такие батареи устраняют необходимость в импорте критически важных минералов, таких как никель и кобальт, которые в основном добываются китайскими компаниями.
Кит Норман, директор по устойчивому развитию Lyten, заявил Epoch Times, что сырье для этих батарей может добываться и производиться на месте, в западных странах. Он сообщил, что Lyten приобрела некоторые активы Northvolt в Калифорнии после ее банкротства.
По его словам, ключевым обещанием Northvolt была «независимость от Китая», основанная на восстановлении европейской цепочки поставок литий-ионных батарей.
«Но им пришлось вернуться к типичной цепочке поставок через Китай, как и всем остальным, в надежде, что после запуска они со временем смогут от нее отделиться. Но эта зависимость существовала с самого начала», — отметил он.
«Мы (США и Европа) не выиграем и не станем мировыми лидерами в области аккумуляторов, пытаясь повторить то, что Китай уже сделал с литий-ионными аккумуляторами».
Стив Кристенсен из Responsible Battery Coalition объяснил Epoch Times, что, хотя сектор аккумуляторов находится в сложном положении, настоящая проблема заключается в том, что Китай «ограничивает доступ к материалам, а не в возможном провале той или иной компании».
Мировое производство батарей в значительной степени зависит от литий-ионных батарей, кобальта и других материалов, добыча, переработка и распределение которых в основном контролируются Китаем.
Он добавил, что создание местного производства займет от пяти до пятнадцати, а то и двадцати лет, прежде чем шахта достигнет уровня промышленного снабжения. И даже в этом случае интеллектуальная собственность, необходимая для переработки, останется почти полностью в руках китайцев.
Он также считает, что Китай может попытаться помешать созданию местной цепочки поставок, наводнив рынок некачественными материалами по очень низким ценам, что нарушит экономический баланс и устранит конкурентов.
Джон Эллмор, редактор и представитель Electric Car Guide, заявил в электронном письме Epoch Times, что крах Northvolt является «геополитическим сигналом тревоги».
«Запад не может наверстать упущенное: даже когда такие проекты, как Northvolt, запускаются, они сталкиваются с более высокими затратами на энергию, более строгими правилами и большей осторожностью со стороны инвесторов».