Европейский союз рассмотрит вопрос об использовании замороженных российских активов для финансирования обороны и восстановления Украины после войны, но их конфискация в настоящее время не является политически реалистичной, заявила в субботу глава внешнеполитического ведомства ЕС Кая Каллас, пишет Reuters.
По данным ЕС, в блоке заморожено около 210 млрд евро российских активов в рамках санкций, введенных против Москвы за вторжение в Украину.
Украина и некоторые страны ЕС, в том числе Эстония, Литва и Польша, заявили, что эти активы следует конфисковать сейчас и использовать для поддержки воюющей страны.
Однако Франция и Германия, а также Бельгия, которая владеет большей частью этих активов, отвергли эту идею. Они поставили под сомнение законность такого шага и его потенциальное влияние на евро, отметив при этом, что прибыль от этих активов используется для поддержки Украины.
Выступая после встречи министров иностранных дел стран ЕС в Копенгагене, Каллас сказала, что все согласились с тем, что «немыслимо, что Россия когда-либо увидит эти деньги, если она не возместит Украине в полном объеме» ущерб, причиненный войной.
«Мы не видим, чтобы они платили за ущерб. Поэтому нам нужна стратегия выхода» для использования активов, когда война закончится, сказала Каллас.
Большая часть активов хранится в Euroclear, депозитарии ценных бумаг в Бельгии. Министр иностранных дел Бельгии Максим Прево заявил, что на данный момент о каком-либо изъятии не может быть и речи.
«Эти активы надежно защищены международным правом», — сказал он журналистам в Копенгагене. «Их конфискация вызовет системную финансовую нестабильность, а также подорвет доверие к евро».
Прево также отверг призывы к изменению инвестиционной стратегии в отношении прибыли от активов с целью обеспечения более высокой доходности. Он заявил, что это было бы слишком рискованно с финансовой и юридической точки зрения.
В прошлом году группа стран G7, включая ЕС, согласилась использовать прибыль, полученную от активов, для финансирования кредита в размере 50 миллиардов долларов для Украины.
«Бельгия и многие другие страны не готовы обсуждать (изъятие активов) сейчас... но все согласны... что Россия должна оплатить ущерб, а не наши налогоплательщики», — сказала Каллас.
Россия дала понять, что может согласиться на использование замороженных активов для восстановления Украины, но будет настаивать на том, чтобы часть денег была потрачена на территории, контролируемой ее войсками, сообщили источники Reuters в феврале этого года.