ІСТИНА І ТРАДИЦІЇ

Президент США подписал указы, направленные на развитие американской атомной промышленности

Великая Эпоха
Закрытая атомная электростанция «Три-Майл-Айленд» посреди реки Саскуэханна недалеко от Миддлтауна, штат Пенсильвания, 10 октября 2024 года. (Chip Somodevilla/Getty Images)

Президент США Дональд Трамп 23 мая подписал четыре исполнительных распоряжения, направленных на стимулирование «американского ядерного ренессанса» путем сокращения регулирования отрасли и ускорения выдачи лицензий на строительство новых реакторов и электростанций.

Распоряжения направлены на ускорение развития коммерческой ядерной энергетики, поскольку отрасль находится на пороге ряда прорывов, таких как объявление 20 мая Управлением долины Теннесси, которое подало заявку на получение лицензии на установку первого в стране малого модульного ядерного реактора (SMR).

Приказы требуют от Комиссии по ядерному регулированию завершить рассмотрение лицензий в течение 18 месяцев, предоставить федеральную землю для разработки реакторов, а также упростить правила и процессы лицензирования.

Соединенные Штаты являются крупнейшим в мире производителем и потребителем атомной энергии: 94 ядерных реактора на 55 электростанциях, которые, по расчетам Управления энергетической информации США, к 2023 году будут производить 18,6% электроэнергии в мире.

Однако большинство этих реакторов были построены в период с 1970 по 1990 год и имеют средний срок службы более 40 лет. Единственный новый реактор, введенный в эксплуатацию в США с 2016 года, — это четвертый реактор на АЭС «Вогтл» (штат Джорджия), который на 16 миллиардов долларов превышает бюджет и на 6 лет отстает от графика.

Безопасная и надежная энергия

Майкл Крациос, директор Управления по научно-технической политике Белого дома, сообщил журналистам, что в период с 1950 по 1980 год в США было построено более 100 ядерных генераторов.

«Однако, — добавил он, — за последние 30 лет мы запустили и построили только два выведенных из эксплуатации коммерческих реактора по всей стране, отказались от ядерных исследований и разработок и потеряли надежду на то, что ядерная энергия может обеспечить светлое будущее».

С появлением инноваций XXI века в области ядерных реакторов, таких как малые модульные реакторы (SMRs), такие промышленные группы, как Nuclear Innovation Alliance, утверждают, что действующие в стране процессы регулирования и лицензирования устарели.

«Великие новаторы и предприниматели Америки наталкиваются на препятствия, когда речь заходит о ядерных технологиях», — сказал Крациос, назвав исполнительные инициативы президента «историческими действиями, направленными на обеспечение энергетического доминирования Америки и предоставление доступной, надежной, безопасной и надежной энергии американскому народу».

«Этими действиями, — добавил он, — президент Трамп говорит всему миру, что Америка будет восстанавливаться и что американский ядерный ренессанс может начаться».

Четыре указа

Первый указ по ядерной энергетике направлен на ускорение испытаний ядерных реакторов в 16 национальных лабораториях Министерства энергетики за счет ускорения процессов рассмотрения заявок и выдачи разрешений, а также запуска пилотной программы по созданию новых конструкций реакторов в течение следующих двух лет.

Второй указ упорядочивает правила Министерства энергетики и Министерства обороны, связанные со строительством ядерных реакторов на землях, находящихся в федеральной собственности, в национальных лабораториях или рядом с ними.

Третий указ предусматривает «полную и всестороннюю реформу» Комиссии по ядерному регулированию и требует, чтобы она завершила проверку и вынесла решения о лицензировании в течение 18 месяцев.

Четвертый указ направлен на увеличение производства путем «оживления» ядерной промышленной базы страны, в частности, путем пересмотра правил для возобновления добычи и обогащения урана.

Отказ от поставок из России

В середине 1990-х годов, после окончания холодной войны, американские атомные электростанции все чаще импортировали более дешевый низкообогащенный уран (НОУ), в основном из России и Казахстана.

К 2021 году только 5% урана, используемого 55 атомными электростанциями, работающими в США, было произведено на месте, а основными поставщиками стали Канада (27%), Казахстан (25%), Россия (12%), Узбекистан (11%) и Австралия (9%).

Вторжение России в Украину в феврале 2022 года подчеркнуло настоятельную необходимость для США и стран ЕС покончить с зависимостью от урана, импортируемого из России и Казахстана, и побудило Конгресс принять меры, продемонстрировав редкое двухпартийное согласие.

С тех пор как Конгресс принял закон о запрете импорта российского урана, а президент Джо Байден подписал его в мае 2023 года, по меньшей мере пять закрытых урановых рудников в четырех штатах были возобновлены в ответ на ускоряющийся мировой спрос на электроэнергию, вырабатываемую атомными электростанциями.