ІСТИНА І ТРАДИЦІЇ

С зарплатами в конвертах Украина пока не справляется

Великая Эпоха
По данным налоговой службы, в теневой экономике Украины, которая составляет 350 млрд гривен в год, почти половина — 170 млрд — это зарплата в конвертах. Если бы удалось её легализовать, Украина получала бы огромную дополнительную сумму денег в казну. Оксана Продан, Председатель Всеукраинского объединения малого и среднего бизнеса «Фортеця», рассказала Великой Эпохе о перспективах решения этого вопроса.

Оксана Продан. Фото: facebook.com/oksana.prodan
Оксана Продан. Фото: facebook.com/oksana.prodan
Оксана Петровна, на каком этапе сейчас ситуация с зарплатами в конвертах? Приняли ли к рассмотрению ваш проект по этому вопросу, в котором Вы предлагаете существенно уменьшить процент единого социального взноса и ввести всего 3 уровня ЕСВ в зависимости от уровня риска: высокий риск — 33,1%, средний риск — 25,6% и низкий риск — 18,1% [вместо множества классов профессионального риска производства].

Оксана Продан: Что касается нашего законопроекта — перед депутатскими каникулами мы отработали его с К.Ляпиной для внесения его за подписью её, С.Соболева и А.Яценюка. Проект с двумя подписями (Ляпиной и Соболева) я видела лично, но без подписи Яценюка.

Ситуация же с теневыми доходами очень сложная, потому что большой размер именно единого социального взноса загоняет работников в тень, ведь после проведённой «пенсионной реформы» уплата почти 400 гривен ежемесячно даёт право на получение через 30 лет для женщин и 35 лет для мужчин минимальной пенсии, до 1000 гривен. И люди, которые считают сейчас каждую копейку, выбирают эти средства уже сегодня, не ожидая от власти ничего. Страшное в этом не только то, что государство недополучает. Страшно то, что эти люди из-за большого фискального давления лишены сегодня любой социальной защиты — при болезни, инвалидности, потере работы.

Именно поэтому мы боремся за снижение ставки ЕСВ — в Грузии, например, суммарная нагрузка на заработную плату 20%, а у нас — от 49%.

В середине июля налоговая презентовала проект Концептуальных изменений налоговой системы, разработанных в рамках выполнения Программы экономических реформ Президента Украина на 2010—2014 гг. «Богатое общество, конкурентоспособная экономика, эффективное государство».

Согласно ему, ГПСУ планирует уменьшить единый социальный взнос до 18,6%. Эксперт Александр Охрименко оценил положительно этот проект. Правда, Институт анализа государственной и региональной политики имеет другое мнение. А как вы оцениваете этот проект? Известна ли вам его дальнейшая судьба?

Зарплаты в конвертах: без улучшения условий для бизнеса ситуация не изменится. Фото: Mirosh/stockfreeimages.com
Зарплаты в конвертах: без улучшения условий для бизнеса ситуация не изменится. Фото: Mirosh/stockfreeimages.com
Оксана Продан: Этот проект имеет только два позитивных момента, которые на сегодня являются исключительно декларациями — снижение ставки ЕСВ и признание властями массовых нарушений при контроле за уплатой налогов со стороны ГНАУ. На базе представленной концепции был разработан законопроект, в котором проигнорированы предложения малого и среднего бизнеса, а сейчас идёт процесс подписания меморандумов ГПСУ с различными объединениями по поддержке этого проекта. Мы («Фортеця») считаем, что этот проект не имеет права на реализацию, в первую очередь из-за введения им ещё одного налога — с оборота.

Недавно вице-премьер министр Сергей Тигипко заявил, что Кабмин подготовил законопроект о сокращении количества налогов с 23 до 9. Как вы оцениваете перспективы этого законопроекта?

Оксана Продан: В мае этого года Всеукраинский съезд малого и среднего бизнеса, который мы организовывали, утвердил Модель условий ведения бизнеса в Украине именно для его развития. И в этой модели предусмотрено 7 налогов, которые уже есть в избирательной программе «УДАР». Заявление же Тигипко мы расцениваем как предвыборной ход, потому что все его позитивные инициативы уже есть в действующем Налоговом кодексе Украины, необходимость изменения которого уже признала даже налоговая служба.

Сергей Тигипко 11 сентября говорил, что к 2020 году власти собираются легализовать 6 млн рабочих мест, и считает это вполне реальным. А по вашему мнению, удастся ли достичь этого?

Оксана Продан: Легализовать доходы физических лиц можно только после снижения на них фискального давления, а Тигипко (теперь уже и Шуфрич) видят только репрессивные механизмы, без создания условий. Такой подход оставит работающих сегодня людей без работы и без доходов.

Что касается деклараций и действий, то они у действующей власти не совпадают потому, что их декларации не соответствуют их желаниям. Декларируется поддержка конкуренции, равных условий, а принимаются решения, которые уничтожают независимый бизнес. Следовательно, именно такое желание и есть, а с ним хорошие условия для малого и среднего бизнеса не создаются.