ІСТИНА І ТРАДИЦІЇ

Охранка «made in Ukraine»

Великая Эпоха
Украинская Служба безопасности, вместо того чтобы заниматься геополитическими вызовами для Украины, переключилась на историков и журналистов. Кажется, пять лет «оранжевого» правления никак не изменили сущность украинских службистов: если несколько лет назад разве что донецкое управление СБУ могло себе позволить издать книгу под «80-летие организации» (ЧК-ОГПУ-НКВД-МГБ-КГБ), то при нынешних событиях создается впечатление, что одержимость кагебешным духом распространилась на всю структуру, пишет Роман Кабачий в еженедельнике «Наше слово», который издаёт украинская диаспора в Польше. 

Едва не каждый день теперь слышно новости о слежке, задержании, «профилактических беседах» и т. п. На острие внимания спецслужбы вновь оказались представители интеллектуальной элиты.

Однако если во времена Леонида Кучмы остракизму подвергались интеллектуалисты, молодые ученые, неправительственные украинские организации, которые осваивали грант за грантом из зарубежных фондов, то атака теперь происходит на «корень проблемы», то есть зарубежные институты, которые имеют в Украине свои представительства. Точно по сценарию выдавливания иностранных миссий из Беларуси и запугивания их в России.

Например, фонд Сороса «Открытое общество» прекратил сотрудничество с организациями в России в 2003 г., из Беларуси же был изгнан ещё в 1997-м. С 2007 г. в регионах России, кроме столицы, не работают отделения Британского Совета (British Council — аналог Польских институтов, или немецких Гете-институтов в мире). Их Россия обвинила сначала в недружественном поведении, а затем и в неуплате налогов.

Первой ласточкой применения таких методов в Украине стало задержание 27 июня в аэропорту «Борисполь» на несколько часов и без всяких объяснений руководителя киевского отделения Фонда Конрада Аденауэра Нико Ланге. Прежде Фонд совместно с Институтом политического образования провел конференцию «Помня прошлое — строим будущее», в задачи которой входило «Объединить выдающихся украинских и зарубежных историков, политологов, журналистов и представителей гражданского общества». Сам Нико Ланге прекрасно владеет украинским и хорошо знаком с ситуацией в Украине. Непосредственным поводом к задержанию, по мнению обозревателей, была публикация Ланге с критикой действий нынешней украинской власти.

Украинский Международный фонд «Возрождение», финансируемый Джорджем Соросом, 7 сентября вывесил у себя на сайте сообщение о запросах со стороны СБУ в ряд общественных организаций Киевской области, проекты которых дотирует «Возрождение», относительно целей и задач проектов, «их финансовой составляющей и оценки влияния на предвыборную ситуацию в Украине». В связи с этим, исполнительный директор Фонда Евгений Быстрицкий отметил, что все частично финансируемые проекты, если и касались местных выборов в октябре этого года, то были направлены на честность и свободу волеизъявления, и посоветовал со своей стороны СБУ — как структуре, существующей за деньги плательщиков налогов, — также работать, чтобы «обеспечить честность выборов и неиспользование админресурса».

Второе направление борьбы нынешней власти — украинский патриотизм, особенно такие его проявления, как один государственный язык, неколониальное видение истории страны и народа, ориентация на европейские, а не на т.н. славяно-православные ценности, борьба за единую поместную Церковь. Поэтому в объектив внимания СБУ не мог не попасть музей, созданный «оранжевыми» в рамках самой СБУ и к этому времени находившийся на ее балансе.

Речь идет об известной и за пределами Украины львовской «Тюрьме на Лонцкого». Ее директора, историка Руслана Забилого, сотрудники СБУ встретили на киевском железнодорожном вокзале утром 8 сентября и ввели в главный офис на Владимирской, 33, где продержали 14 часов, вынуждая отдать его персональный ноутбук и еще два диска. СБУ истолковала инцидент «проверкой вероятной утечки государственной тайны», намекая на сеть агентов КГБ СССР, которой якобы заинтересовался Забилый. Сам историк отрицает эти обвинения, утверждая, что представители СБУ забрали источники и обработки освободительного украинского движения.

На следующий день во Львове местное управление СБУ провело обыск в самом музее, изымая материалы, которые должны были быть использованы в новой экспозиции, посвященной диссидентскому движению. После совершенных акций протеста в защиту историка и шумихи, поднятой мировыми интеллектуальными кругами, председатель СБУ Валерий Хорошковский на брифинге рассказал, что у Забилого якобы найдено копии нерассекреченных дел периода 1960–1970-х годов. Однако эти дела так же могут касаться диссидентства. На данный момент существует поручение президента Януковича передать скандальный музей в подчинение Украинскому институту национальной памяти. Поможет ли это музею и его директору или повредит — покажет время. Зато уже сейчас можно сказать, что власть не собирается отступать от своей линии.

Очередное свидетельство — статья министра образования Дмитрия Табачника для шовинистической газеты «2000», который в последнее время занимался переписыванием учебников по истории и воевал с неоспоримым фактом Голодомора 1933 года. В этой статье  министр рассказывает в духе Фрэнсиса Фукуямы, что «националисты духовно капитулировали».

Табачник и его единомышленники убеждены, что именно они находятся в большинстве. Печатаются же почему-то в газете, которая по всей Украине вне Киева имеет распространение только 22% тиража. Это, очевидно, неоруссификаторам не мешает, так же, как и убежденность, что вернулись времена открытых доносов, как при милом их сердцу СССР.

24 сентября нардеп от Партии регионов Вадим Колесниченко написал открытое обращение к председателю СБУ, попросив «о результатах уведомить», почему выдано разрешение на проведение в Ирпене под Киевом фестиваля патриотической песни «Гайдамака.ua», организованного одним из лидеров «революции на граните» 1990-го Олесем Донием. Колесниченко назвал фестиваль ксенофобским, — повстанческие песни якобы «осуждены на Нюрнбергском процессе» (причем цитируемые песни, приписываемые, к примеру, «Мертвому петуху», были далеки от настоящих). Хотя СБУ открыто не среагировала, зато вспомнился 2004 год и местные выборы в Мукачево, когда в ход пошли зазомбированные молодчики с битами. Поэтому и на этот раз к завершению фестиваля такие молодчики появились и чуть не сорвали закрытие, побив охрану и нескольких волонтеров.

Положительно то, что в среде партии власти начинают находиться люди, несогласные с неосоветским подходом. Так, Анна Герман высказалась за открытие документов относительно агентуры КГБ; депутат Елена Бондаренко подала запрос, на каких основаниях СБУ следит за журналисткой Викторией Сюмар, — мол, она сама при «оранжевых» чувствовала себя одинокой в противостоянии с системой, так что теперь не хочет повторения такой действительности. Кандидат от ПР в мэры Львова Петр Писарчук требовал снять министра Табачника. Однако всё, пока, на словах…