ІСТИНА І ТРАДИЦІЇ

Геннадий Удовенко: «Права человека ни в коем случае не могут рассматриваться как сугубо внутреннее дело государства»

Великая Эпоха
Геннадий Удовенко - народный депутат Украины, известный дипломат. Он много лет достойно представлял интересы украинского государства на многочисленных сессиях и конференциях ООН и в других международных организациях.

Геннадий Удовенко. Фото: phl.com.ua
Геннадий Удовенко. Фото: phl.com.ua
Он председательствовал на заседаниях Генеральной Ассамблеи ООН, Совета Безопасности, Экономического и Социального Совета ООН. Избирался Председателем экономического и специального политического комитета Генеральной Ассамблеи ООН. Впоследствии занимал должность министра иностранных дел Украины.

А теперь этот опытный политик занимается правами украинских граждан уже будучи в должности председателя подкомитета по вопросам прав человека Комитета Верховной Рады Украины по вопросам прав человека, национальных меньшинств и междунациональных отношений. Несмотря на свой крайне напряженный график, Геннадий Иосифович нашел время, чтобы поделиться своим виденьем ситуации, которая сложилась в последнее время в стране.

- Геннадий Иосифович, сейчас такие стремительные изменения в политической жизни страны, за всем и не успеешь уследить. А как бы Вы в целом охарактеризовали политическую ситуацию в государстве?

- Это очень сложный вопрос, который требует времени на размышления, но если говорить коротко, то ситуация достаточно напряженная. В целом, она характерна такими главными аспектами политической и социально-экономической ситуации (кстати, мы в любом случае не должны отделять эти два понятия). После принятия конституционной реформы наше государство очутилось на этапе трансформации от президентско-парламентской к парламентско-президентской республике. 24 декабря прошлого года Верховная Рада приняла Закон о Кабинете Министров. Данный закон направлен на то, чтобы полностью забрать существенные полномочия, которые сейчас имеет Президент и передать их Кабмину.

Многочисленные замечания Президента по этому законопроекту парламентским большинством - антикризисной коалицией - восприняты не были, несмотря на вполне подходящие замечания работников от «Нашей Украины». Как следствие, парламентское большинство, так называемая антикризисная коалиция, выдвинуло предложение о внесении изменений в Закон Украины. 24 декабря закон был принят, а 9 февраля к данному закону уже вносят изменения, чтобы пойти навстречу Президенту и его 6 предложений, которые были отклонены Верховной Радой, предлагается принять, но в достаточно свободной интерпретации. Опять же «Наша Украина» выступила достаточно объективно и обоснованно против такого своеволия над предложениями Президента.

В результате, сегодня можно говорить об углублении политического кризиса в стране в результате проведения конституционной реформы. Я бы даже сказал, что сейчас антикризисная коалиция узурпирует власть. Словом, сегодня происходит непростой процесс трансформации системы власти. Конечно, это сложный и болезненный процесс. По моему мнению, его не нужно было форсировать, потому что наше общество еще не готово к таким существенным изменениям.

- Вы вспомнили Закон о Кабмине, а как Вы считаете, повлияет ли данный Закон на жизнь рядовых украинцев?

- Деятельность Кабинета Министров безусловно влияет на все аспекты жизни и деятельности нашего общества. Сегодня каждый его индивидуум является предметом деятельности Кабинета Министров. В первую очередь, это касается социально-экономических проблем: выплата-невыплата заработной платы, подъема жизненного уровня украинских граждан, предоставление разного рода льгот, платная или бесплатная медицина и образование и тому подобное.. Поэтому сегодня демократизация общества в значительной степени будет зависеть от демократизации деятельности самого правительства, на сколько оно будет способно направлять свои усилия на повышение жизненного уровня украинского народа.

- Геннадий Иосифович, а какие изменения во внешней политике Вы прогнозируете в связи с отставкой вашего однопартийца Бориса Тарасюка с должности министра иностранных дел?

- Да, вы сами уже дали ответ - нас ожидают изменения. Сейчас идет целеустремленное наступление на Министерство иностранных дел и Министерство обороны. Относительно первого, то Верховная Рада вопреки Конституции и предыдущим договоренностям приняла решение об отстранении Тарасюка от должности министра иностранных дел. А это, в свою очередь, имеет очень негативное влияние на внешнюю политику Украины, а главное, на то, как ее будут воспринимать другие страны. Поэтому можно надеяться, что вскоре усилится давление на внешнеполитический курс Украины, главная цель которого - евроатлантическая интеграция. Уже сейчас это подвергается сокрушительной критике. То есть сегодня наши зарубежные партнеры не могут понять, куда движется Украина. А это, кстати, касается и политики инвестиций. Понятно, если партнеры не поддерживают внешнеполитический курс государства, то они и никогда не будут способствовать увеличению потока инвестиций в эту страну.

- В такой непростой ситуации, которая сложилась в государстве, как Вы считаете, возможно ли действительно защищать права человека?

- Я считаю, мы должны в любой ситуации защищать права человека. А если мы этого не делаем, то люди сами нам о себе напоминают. Ко мне, как к председателю подкомитета по правам человека, поступает огромное количество жалоб от граждан, я просто буквально завален настоящими документами. И мне одному очень тяжело на них на все ответить. Но, безусловно, людям нужно помогать.

- Ведь в нашем государстве эти функции возлагаются также и на Омбудсмена. Кстати, что Вы думаете о недавнем голосовании по его кандидатуре?

- За Нину Ивановну проголосовали большинство депутатов, в отличие от представителя от общественности - Евгения Захарова. В этой связи, считаю, что ей нужно учесть ту критику, которая была в ее адрес в своей последующей практической работе. Карпачёвой еще нужно доказать, что она не является представителем определенной группы, политической силы, а стоит на защите интересов всех украинских граждан.

- А что конкретно, по вашему мнению, является наиболее проблематичным в области защиты прав человека в Украине?

- Основное, считаю, нам нужно гуманизировать судебную систему. Ведь над нами еще до сих пор тяготеет советский менталитет, когда главное задание у суда и прокуратуры - осудить человека и отправить его в тюрьму, как только он попал в поле суда. К тому же, сегодня тюрьмы превратились в главный источник заболеваний туберкулезом. Если бы у нас было гуманное общество, то мы бы подумали, а что нужно сделать с теми людьми? Мало того, что они заключены, да и еще болеют такой тяжелой болезнью. То есть, наше государство еще не стало гуманным в этом вопросе. Кстати, Украина занимает восьмое место по количеству осужденных на тысячу граждан.

Еще раз повторю, у нас страшный менталитет с советских времен: не защитить человека, как только он попал в суд, а наказать его, независимо от того, виновен он, или нет. Это страшный менталитет! Это - такая советская система, она еще до сих пор владеет умами всех, кто имеет непосредственное отношение к этим структурам.

- Какие шаги, с вашей точки зрения, должны быть сделаны для этого в первую очередь?

- Нужно, чтобы общественные организации на всех уровнях требовали от Верховной Рады, Правительства, Президента Украины ускорения внедрения в жизнь судебной реформы. В соответствии с Конституцией, суд должен защищать права человека. А у нас этого нет. Сегодня суд развалившийся, коррумпированный. И решения принимаются в интересах того, кто больше заплатит. Это не для кого не является секретом.

- Вы говорите об остатках советского коммунистического менталитета. Но формально у нас все же демократическая страна, по крайней мере, мы к этому идем. И в такой ситуации, как Вы считаете, можем ли мы еще влиять на права человека в других государствах, где еще до сих пор господствует такой же тоталитарный режим, которого мы вроде бы лишились?

- Хочу сказать, что я сторонник той философии, что права человека ни в коем случае не могут рассматриваться как сугубо внутренне дело государства. Это есть советский тоталитарный синдром, который является очень популярным в нашей стране.

Сегодня мы отдаем беженцев из Узбекистана, где они получат по 10, 15 и больше лет заключения. Мы делаем политический скандал вокруг приезда двух оппозиционеров из Туркменистана. Мы еще до сих пор не предоставили статуса беженцев последователям Фалуньгун из Китая. Кстати, в Китае, я думаю, следующим шагом будет изменение идеологии на фоне повышения жизненного уровня населения.

Но, если говорить о государственном уровне, то здесь я вступаю в противоречие с самим собой, потому что сейчас нам тяжело сосредоточиваться на международной защите прав человека, когда у нас самих еще много проблем, те же переполненные тюрьмы.

- Геннадий Иосифович, и наконец расскажите пожалуйста, как вы проводите свое свободное время. Может есть интересное хобби?

- Мое единственное хобби - это моя работа и защита граждан. Я заканчиваю свой рабочий день в восемь часов, беру портфель документов, килограмм на двенадцать, с собой домой с надеждой, что я еще поздно вечером или рано утром поработаю. Все воскресенье у меня заполнено работой - сбором документов и работой над ними.

- Да, защищать права человека - задание не из легких. Вы говорите, многие людей просят помощи?

- Чрезвычайно много. Они еще верят, что народный депутат что-то может решить, но в действительности мы решить ничего не можем. Я еще обращаюсь в Генеральную прокуратуру или в суд, или районную администрацию и прошу: решите, помогите! А получаю сплошные отписки! А когда отказывают и мне, то советую обращаться в Европейский суд по защите прав человека. Ратификация Конвенции по вопросам прав человека - большое достижение независимой Украины!

- Знаю, у вас много дел. Следовательно, задерживать больше буду и благодарю за исчерпывающую беседу!