ІСТИНА І ТРАДИЦІЇ

Страшная история: алкоголикам в России 800 лет

Великая Эпоха
Дом под небом. Фото: Владимир Бородин/The Epoch Times
Дом под небом. Фото: Владимир Бородин/The Epoch Times
Анонимные алкоголики или АА – свободное общество людей, освободившихся от алкоголизма. Для российской практики, когда уже 800 лет государство спаивает человека, когда семья также становится зависимой от этой болезни, когда сам пьющий и окружающие уже в отчаянии, это представляется невероятным.

Однако это реальный способ помощи, взаимной. Не панацея, только 30% вступивших на путь оздоровления остаются стабильно трезвыми и еще 30% срываются, но умеют сами войти в ремиссию. Не мало, если приблизительно четверть россиян подвержена этой болезни. Эту почти вечную тему обсуждали на круглом столе в информагентстве Росбалт в Петербурге специалисты и члены АА.

Печальную страницу русской истории напомнил психолог Андрей Лихтарников. Иван IV Грозный придумал казенную водку, создал царские кабаки, где отпускали ее в кредит. Не отдал деньги – попадаешь в царские крепостные. Вскоре у царствующих стало 7 млн. крепостных. Эта страшная история длится уже более 800 лет. «Нельзя делать людей рабами водки, надо это прекратить. Это геноцид собственного народа, убийство с помощью отравления».

Все в обществе от мала до велика осознают эту проблему. Однако специальной государственной программы не существует. Да и возможно ли это, если бюджет страны в значительной части пополняется за счет продажи алкоголя? Запретительные кампании и ограничения, вводимые государством, только усугубляют проблему, и мы сами свидетели тому.

Возможно ли освобождение, если общество и сами зависимые полны иллюзий. Каких иллюзий? Более 40% (ориентировочно) граждан России считают, что помочь может только принудительное лечение, а это, как показывает опыт, совершенно неверно. Зависимый от алкоголя человек считает себя или особенным, или жертвой обстоятельств, или непонятым мучеником и т.д. Не признает своей зависимости, несвободы, болезни. Не менее алкоголиков страдают семьи, становясь созависимыми, им также нужна помощь.

Общество, как ни странно на первый взгляд, привыкнув к алкоголикам, делает их удобными, рабами. Лучше скрыть пьянство члена семьи, шофера, служащего, учителя (!), чтобы создать вид благополучной семьи, предприятия. Так легче найти, кого понукать дома и на работе, его проступками легко оправдывать недостатки других. Эти иллюзии, вредные для всех, рождаются незнанием.

Реальную поддержку этой больной части общества оказывают общественные организации, опираясь на опыт общества Анонимных алкоголиков – АА. Эта социальная программа преодоления алкоголизма была основана в 1935 г. в США. Алкоголизм, сочетающий неодолимое физическое влечение с психической одержимостью, – болезнь, от которой невозможно вылечиться полностью.

Сегодня в России 340 групп АА успешно помогают людям, пребывавшим в отчаянии, но осознававшим (!) свою болезнь, начать новую жизнь. О собственном опыте рассказывали на встрече петербуржцы, сумевшие преодолеть и преобразовать себя. Каждый из них своим путем пришел в общество таких же людей.

Александр видел свою проблему, но считал, что пьет, как и все друзья. «Полстраны пьет и не верит, что является алкоголиком». «Самому прийти в общество АА трудно, нужно «принуждение», но твердое и спокойное, от семьи. Помогла жена, сказав, наконец, – «Все!»»

Александр считает, что эта программа добавляет оптимизма, так как человек начинает понимать, что есть высшие духовные могущественные силы, которые помогают человеку найти верный путь.

Татьяна поведала историю своего сына, который начал пить еще в 16 лет: «Испытывала стыд, страх, ощущала крах жизни. Как помочь сыну? Перепробовав все способы, узнала о программе «Анонимные семьи». Встречи и беседы в группе таких же людей помогли измениться самой и понять – ничего нельзя сделать за другого. Начав «лечить» свою болезнь созависомости, через несколько лет увидела своего ребенка в группе АА».

Светлана Мосеева, руководитель «Дома надежды на горе» под Петербургом, называет убедительной альтернативой принудительному лечению программу Минессотской модели реабилитации. Единственная в России благотворительная организация «Дом надежды на горе» существует уже более 10 лет, объединяя специалистов с собственным опытом выздоровления и медиков. За эти годы около 3 тысяч человек из 120 городов России прошли здесь месячный курс реабилитации, состоящий из лечения и общения в группах. Больные, преодолевая свое заблуждение – отрицание неизлечимого хронического заболевания, начинают его видеть. Это 50% успеха».

Психолог Андрей Лихтарников с 1989 года организовывает группы помощи зависимым и подтверждает, что помочь этим людям могут и должны и они сами, и государство. Медицинская помощь должна быть близкой, доступной. Практики отмечают тревожное снижение возраста зависимых за последние годы с 35 – 40 до 30 лет и ниже. Нередко встречаются 18-летние девушки – значит, они начали пить еще в семье в 12 – 13 лет. Массовая разъяснительная работа – тоже забота государства. «Если страна не сделает это в ближайшее время, будет печальная картина», – считает психолог.

В конце июня в Санкт-Петербурге прошел форум алкоголиков России «Белые ночи». Ухмыльнулись? Алкоголиков, ведущих трезвый образ жизни. В зале собрались элегантные дамы, корректные мужчины среднего возраста и молодые. Более 200 человек из 35 городов России и сопредельных стран. На сцену один за другим поднимались разные люди, чтобы поведать о своем выборе новой жизни, о том, как «получили глоток воздуха». Каждый произносил: «Здравствуйте, я алкоголик Петр, Наталья, Марина, Сергей...», и зал единым духом, как слаженный хор, отвечал: «Привет, Петр, Наталья...»  И было в этом привете из зала столько искренности и дружелюбия, что становилось понятно – это семья.

Эта семья стремится дать знать тем, кто еще мучается, что есть надежда. Молодая миловидная женщина сказала: «Я поднялась на сцену, чтобы посмотреть в сад ваших глаз. Спасибо, я трезвая, я живу».

Татьяна Серебрякова. Великая Эпоха