ІСТИНА І ТРАДИЦІЇ

КНР интерпретирует археологические находки как доказательство того, что «Синьцзян всегда был китайским»

Великая Эпоха
Храмовый комплекс Мо'эр в Синьцзяне. (Facebook)

КНР провела в Кашгаре конференцию, на которой археологические находки в буддийском храме Моэр близ Кашгара представлялись как доказательство того, что «Синьцзян всегда был китайским», пишет Bitterwinter (Горькая зима, журнал о религиозной свободе и правах человека).

Недалеко от Кашгара, в Синьцзяне, посреди пустыни стоит древняя буддийская ступа. Благодаря своей конической форме она получила местное название «Мо'эр», что в переводе с уйгурского означает «дымовая труба».

По оценкам экспертов, ступа и храм рядом с ней были построены около 1 700 лет назад, а спустя несколько веков о них забыли. Археологи начали раскопки в 2019 году и обнаружили несколько каменных орудий, медные монеты и фрагменты статуи Будды.

Дальше КНР заявила о том, что этот археологический объект «доказывает», что Синьцзян исторически был частью Китая.

Идеологи КНР утверждают, что артефакты, обнаруженные в Моэре, похожи на те, что были найдены в тысячах миль к востоку, в районах, где доминируют ханьцы. Также утверждается, что некоторые части храма были построены в стиле «ханьского буддизма». И где-то на этом пути его посетил знаменитый монах из центрального Китая, известный как Сюаньцзан (602-664 гг.). В Индии его называли Хсуен Цан (в то время как его настоящее имя до вступления в монашество было Чен И), и ему приписывают распространение буддизма в Китае. Таким образом, такая фрагментарная информация используется для утверждения власти Пекина над Синьцзяном.

Фрагмент статуи Будды, найденный на территории храма Мо'эр. (X)

Недавно КНР организовала в Кашгаре конференцию, посвященную открытиям, сделанным в храме Моэр и других местах. Пань Юэ, министр Национальной комиссии по делам этнических групп и заместитель руководителя Департамента по работе Объединенного фронта, открыто заявил, что эти археологические находки доказывают, что между культурой Синьцзяна и Китая нет разделения.

Он добавил, что те, кто критикует политику КНР в регионе, демонстрируют «повсеместное незнание китайской истории» и распространяют «необоснованные нарративы».

Перечислив многочисленные археологические находки в Синьцзяне, относящиеся к различным цивилизациям, министр решительно заявил, что «культура Синьцзяна разнообразна, но больше в единстве» и что «объединяющим элементом является "китайская культура"».

Утверждения о китайском характере культуры в Синьцзяне может быть попыткой отвлечь внимание от усилий Коммунистической партии Китая (КПК) по искоренению уйгурской идентичности.

Для министра Пань Юэ Моэр — пример синизированного (китаизированного) буддизма. Хотя он признает, что в этом месте архитектура выполнена в индийском стиле Гандхара, но настаивает на том, что спустя столетия «синизированный буддизм вернулся в западный регион, построив китайские буддийские залы в местах своего первоначального проникновения в Китай».

Нарратив КНР в отношении Синьцзяна на самом деле сомнителен, пишет Bitter Winter. Древние династии Китая имели в Синьцзяне постоянный военный плацдарм, но с VIII века до начала XVIII века их влияние было незначительным. Только в 1759 году китайская династия Цин завоевала этот регион и превратила его в колонию. Позднее, с 1944 по 1949 год, регион был де-факто независимой республикой, до его аннексии КНР.

С тех пор КПК пыталась синизировать Восточный Туркестан различными способами, в том числе переименовав его в Синьцзян. На пике кампании по обеспечению безопасности в 2018-2019 годах более миллиона уйгуров (консервативная оценка, используемая в международных документах, поскольку, по мнению экспертов, реальное число может быть втрое больше), большинство из которых мусульмане, и другие тюркские жители были насильственно ассимилированы в ханьскую культуру в печально известных «преобразованиях через образование» и лагерях принудительного труда.

Тут возникает вопрос: если жители Синьцзяна всегда были китайцами, зачем их насильно ассимилировать? Лагеря перевоспитания вызвали международный резонанс, а некоторые страны назвали действия КНР в Синьцзяне культурным геноцидом.

Археологи КНР за работой на месте Мо'эр. (Weibo)

Археологические памятники демонстрируют связи древних цивилизаций вдоль Шелкового пути, сети евразийских торговых путей, которые соединяли Китай с Центральной Азией и Европой. Торговля и религия свободно перемещались по Шелковому пути, и на этом пути происходило естественное смешение культур.

В последние годы пекинские чиновники приказали разрушить сотни мечетей и мусульманских святынь по всему региону. Скорее всего, имея цель стереть культурные различия и создать Китай «только для ханьцев», КНР не заинтересована в том, чтобы углубляться в историю таких археологических находок, как в храме Моэр.