Производство, инвестиции и экспорт в Китае замедляются. Поэтому каждый, кто по-прежнему верит в перспективы роста китайской экономики, должен поверить в то, что правящая партия должна восстановить её баланс: перейти от инвестиционно-экспортной к потребительски-ориентированной модели экономики, пишет Валентин Шмид, обозреватель китайской экономики, в англоязычной версии «Великой Эпохи».
#img_center_nostream#Это означает, что Китай будет производить и экспортировать меньше товаров, а также строить меньше домов и прочей инфраструктуры. Обе эти сферы как во всём мире, так и в Китае слишком перенасыщены.
Профессор Пекинского университета и эксперт по китайской экономике Майкл Петтис считает, что этот процесс займёт слишком много времени и не сможет завершиться, прежде чем китайский долговой пузырь лопнет.
«Китай должен резко ускорить процесс передачи богатства сектору домохозяйств, чтобы потребление смогло расти гораздо быстрее, так как у правительства осталось не больше десяти лет, в течение которых оно могло бы безболезненно урегулировать эту проблему», — пишет он в своём блоге.
По словам Петтиса, разрыв между ВВП и доходом населения — это самый важный вопрос, на который стоит обратить внимание, чтобы сбалансировать экономику.
Согласно официальным данным, ВВП вырос на 6,9%, а совокупный доход населения вырос на 7,7%. Это значит, что спрос населения страны превышает производство (ВВП).
Даже если этот рост, который Петтис считает завышенным, останется на том же уровне, то потребуется около 25 лет для того, чтобы доход домохозяйств после выплаты налогов составлял 60% от ВВП. В 2014 г. он составлял около 44% от роста ВВП Китая.
«Я бы сказал, что это абсолютный минимум, который необходим для «стабилизации экономики», — пишет профессор.
Но почему у Китая нет даже 10 лет? Потому, что общий долг за это время вырастет настолько, что сделает финансовый кризис практически неизбежным.
Видеоинтервью с автором книги «Грядущий крах Китая» Гордоном Чаном (видео на англ.; краткий перевод тут):
Китай может избежать этой проблемы, сделав долги и инвестиции более продуктивными, но это сработает, только если власть полностью реформирует свою финансовую систему. Однако и это вряд ли сможет произойти без финансового кризиса.
«Я не могу вспомнить ни одной страны в истории, которая смогла удачно провести реформу своего финансового сектора, не пережив перед этим жёсткого экономического кризиса», — пишет Майкл.
Есть ещё один способ: власть начинает «перемещать» от 2 до 4% ВВП в сторону домохозяйств в течение длительного периода времени. Это могло бы стабилизировать долг и при этом сохранить относительно высокий рост экономики.
Однако, это будет очень трудно сделать, зная насколько высок уровень экономической коррупции, которая связана со всем аппаратом власти в Китае.
Таким образом, Майкл Петтис оставил китайской компартии три варианта, ни один из которых она не хочет выбирать: «Пекин должен, в конечном счёте, выбрать между 1) ещё большим внутренним долгом; 2) более высокой безработицей; 3) или позволить своим гражданам больше зарабатывать, передавая часть доходов страны населению».
Что же выберет власть? — спрашивает Валентин Шмид.
Отметим, согласно отчёту Goldman Sachs, одного из крупнейших в мире инвестиционных банков, только 2% (англ.) из 770 миллионов взрослых китайцев зарабатывают достаточно денег, чтобы платить налоги и только 11% могут считаться средним классом.
Хотя китайская экономика по номинальному ВВП вторая в мире, но в рейтинге МВФ по показателю ВВП на душу населения Китай находится только на 89 месте ($12880), опередив Украину на 16 позиций. Украина на 105 месте с $8668 на душу ВВП.
#img_center_nostream#ВВП на душу населения по паритету покупательной способности считается наиболее точной характеристикой, которая определяет уровень экономического развития, а также роста экономики населения.
Китайская экономика, которая ставится многими в пример, имеет также существенные структурные проблемы. А развитие промышленности в КНР привело к многочисленным экологическим катастрофам: качество воздуха, воды и земли достигло критически низкого уровня. «Великая Эпоха» писала о том, какие три вещи нужно сделать властям Китая для дальнейшего развития.
В то же время, более 220 млн китайцев объявили о выходе из компартии и её организаций в рамках движения «Туйдан» после публикации в 2005 году книги «Девять комментариев о коммунистической партии». При этом каждый день на сайте tuidang.org расчёт число вышедших в среднем на 90 тысяч человек. Сообщалось, что сам лидер Китая Си Цзиньпин считает, что кризис правления компартии достиг высшей точки.
Ранее «Великая Эпоха» публиковала инфографику «Почему украинцы бедные» и что сделать чтобы исправить положение.