Расположенный на скалистом берегу, этот заброшенный итальянский порт является чудом инженерного мастерства 20-го века — не говоря уже о месте, с которого открывается непревзойденный вид. Порто Флавия, расположенный на юго-западном побережье Сардинии, имеет чрезвычайно фотогеничный фасад с тоннелем, пролегающим на высоте 52 фута над морской гладью. Внутренние помещения, которые когда-то были горнодобывающим центром, простираются глубоко в скале и достигают верхушки скалы.
В свое время Порто Флавия был передовым достижением промышленности, но сегодня гавань пришла в упадок и стала местом, привлекающим преимущественно туристов. Сто лет назад история Порто-Флавии была больше связана с добычей полезных ископаемых и сокращением расходов, чем с панорамным видом на океан.
Топливо, металлы и минералы — уголь, цинк, свинец, серу, барий, серебро и другие металлы — в те времена добывали в соседнем Масуа, в районе Сульчис итальянского острова Сардиния, как это делали с 1600-х годов. Эта отрасль начала развиваться только в 1900-х годах, хотя добыча была изнурительной и дорогой, поскольку руду перевозили в плетеных корзинах на сардинские корабли, которые назывались биланчеллами, стоявшие в Масуа. На биланчеллах работали моряки с острова Карлофорте, что в 19 милях (30 километрах) к западу.
Задача была трудоемкой и опасной: корабли могли вмещать до 30 тонн, часто были загружены до отказа и могли затонуть в штормовом море, особенно когда на них был свинец. После прибытия груза в Карлофорте, если погода была плохой, на загрузку одного парохода могло уйти до двух месяцев, прежде чем он отплыл на литейные заводы во Франции, Бельгии или Германии.
Поэтому бельгийская горнодобывающая корпорация стремилась ускорить этот процесс и в 1922 году наняла инженера Чезаре Вечеллио для работы над решением проблемы. Применяя новейший подход, Вечеллио обследовал скалистое сардинское побережье к северо-западу от Масуа и нашел место, ставшее бы портом для загрузки руды непосредственно на пароходы, которые швартовались бы вдоль вертикального скалистого утеса. Море здесь было достаточно глубоким, чтобы корабли не садились на мель. Это должен был быть Порто Флавия.
Руду транспортировали к месту на вершине скалы в Порта Флавия, где вход вел к верхней части двух длинных туннелей, расположенных друг над другом, которые шли параллельно на расстоянии 2 000 футов (60 метров) по направлению к океану. С помощью хранилища и системы транспортировки они перемещали руду через скалу и загружали ее непосредственно в трюм парохода, ожидавшего внизу.
Строительство гавани было завершено за короткий двухлетний период, с 1922 по 1924 год, благодаря команде шахтеров, которые были экспертами в скалолазании и использовании динамита, и достигли этого, пренебрегая стандартами безопасности. Удивительно, но не было ни одного смертельного случая — по крайней мере, о нем не сообщалось. Задача осложнялась тем, что было мало полостей, которые могли бы обеспечить укрытие от взрывов. Чтобы решить эту проблему, они вырыли траншеи через равные промежутки вдоль раскопа, чтобы обеспечить защиту.
Они начали строительство со взрывчатки и бурения на вершине скалы, на высоте 121 футов (37 метров) над морем, выкапывая с помощью взрывчатки и механических буров то, что должно было стать верхним тоннелем. Здесь добытая руда будет приниматься, доставляться внутрь электрическим поездом и сбрасываться в нижний туннель через галерею вертикальных резервуаров для хранения.
Далее, используя канаты и свисая со скалы, они взрывали и бурили то, что стало бы нижним туннелем. На этот раз раскопки велись в обратном направлении, что позволило ускорить процесс, сбрасывая отходы непосредственно в океан внизу.
После завершения строительства двух тоннелей они были соединены вертикально девятью огромными резервуарами для хранения, каждый диаметром от 13 до 26 футов (от 4 до 8 метров) и высотой 66 футов (20 метров). Они были вырыты снизу вверх, что позволило им снова выносить обломки в море, но это была чрезвычайно опасная работа.
Эти резервуары проходили по обеим сторонам нижнего туннеля и образовывали галерею на верхнем уровне. Вверху были люки для хранения руды, из которых она сбрасывалась вниз, а внизу — разгрузочные люки, которые питали конвейерную ленту, пролегавшую по всей длине тоннеля.
Этот конвейер переносил металлы и минералы к отверстию, где их ждало судно, прежде чем выгрузить их на чуть более низкий выдвижной конвейер, который перекрывал 52-футовую щель от склона скалы; руда пересекала щель и спускалась по вертикальной шахте в трюм судна. Эта выдвижная лента была покрыта стальным кожухом, чтобы минералы оксида цинка не сдувало ветром. Таким образом, порт мог перемещать 500 метрических тонн руды в час к каждому пароходу, ожидающему отгрузки.
После завершения строительства владелец горнодобывающей корпорации построил из бетона фальшивый фасад с башней и арочным дверным проемом — не столько для функциональности, сколько для престижа. Тогда дизайнер Вечеллио получил специальное разрешение назвать весь объект в честь своей новорожденной дочери, и порт получил свое название — Порто Флавия.
После начала добычи полезных ископаемых в порту себестоимость продукции снизилась на 70%. Это было хорошо для горнодобывающей корпорации, но, к сожалению, не для моряков Карлофорте, поскольку многие из них остались без работы, что нанесло ущерб местной экономике. Итогом стало то, что заработная плата в Порту Флавия была выше, чем на шахте, а условия труда были лучше благодаря функциональной системе удаления пороха, хорошей вентиляции, естественному освещению, а также первоклассному оборудованию. Однако случались несчастные случаи со смертельным исходом; команду, известную как «Эскадрон смерти» (Squadra della Morte), вызывали для выполнения опасного задания: они спускались в резервуары, висели на веревках и с помощью кирок и шестов выбивали руду, застрявшую на скальных стенах.
Деятельность в порту Флавия замедлилась в 1960-х годах, когда местная горнодобывающая деятельность уменьшилась, и он окончательно закрылся в 1990-х годах, когда добыча полезных ископаемых в Масуа полностью прекратилась. Сегодня уникальный порт с выдающейся морской панорамой находится под охраной ЮНЕСКО и стал популярным местом, где посетители могут ознакомиться с горнодобывающей и промышленной историей региона во время экскурсионных туров.