Рост экономики Китая во втором квартале не оправдал прогнозов, что усилило беспокойство по поводу растущей безработицы среди молодежи и слабого сектора недвижимости, а также повысило вероятность того, что правительство удвоит поддержку восстановления экономики после COVID-19.
Темпы роста второй по величине экономики мира в апреле-июне составили 6,3% в годовом исчислении, что значительно ниже прогнозируемого аналитиками роста в 7% с учетом анемичных темпов активности годом ранее.
Безработица среди молодежи в возрасте от 16 до 24 лет в июне выросла до рекордных 21,3% по сравнению с 20,8% месяцем ранее.
Инвестиции в строительство недвижимости, являющиеся важнейшей движущей силой промышленного и потребительского спроса, в первом полугодии сократились на 7,9% по сравнению с предыдущим годом, что свидетельствует о слабости отрасли, которая замедлилась еще до пандемии.
Официальные лица признали, что экономика сталкивается с серьезными препятствиями, но ожидают, что рост все же достигнет официального целевого показателя правящей коммунистической партии на этот год — около 5%, пишет AP News.
Правительство будет корректировать политику, чтобы стабилизировать рост, заявил в понедельник на пресс-конференции представитель Национального бюро статистики Фу Линхуэй (Fu Linghui).
Согласно опубликованным в понедельник правительственным данным, квартальный рост, являющийся обычным показателем для других крупных экономик, составил 0,8%, что соответствует ожиданиям, но резко снизился по сравнению с 2,2% в январе-июне.
Аналитики гораздо менее оптимистично оценивают перспективы на этот год, учитывая ослабление спроса на китайский экспорт в других крупных экономиках.
По словам экономиста Moody's Analytics Гарри Мерфи Круза, полученные цифры являются "тревожным результатом".
"Восстановление экономики Китая идет от плохого к худшему", — сказал он. Однако государственные расходы, вероятно, помогут таким ключевым отраслям, как недвижимость и строительство.
Рост валового внутреннего продукта Китая в апреле-июне на 6,3% превысил рост на 4,5% в предыдущем квартале.
Сохраняющиеся высокие темпы роста во многом объясняются тем, что годом ранее, в апреле-июне 2022 года, экономика выросла всего на 0,4% в условиях жестких ограничений в Шанхае и других городах во время вспышек эпидемии COVID-19.
Помимо увеличения государственных расходов, регулирующие органы могут снизить процентные ставки и принять другие меры для высвобождения кредитных ресурсов, пишет в своем отчете Марселла Чоу, стратег по глобальным рынкам J.P. Morgan Asset Management.
В начале этого года рост экономики ускорился благодаря тому, что люди стали посещать торговые центры и рестораны после того, как в конце 2022 года были сняты почти трехлетние ковид-ограничения.
Опубликованные ранее данные показали, что в июне экспорт сократился на 12,4% по сравнению с предыдущим годом. А розничные продажи, являющиеся индикатором потребительского спроса, в июне выросли на 3,1% по сравнению с тем же периодом 2022 года. По мнению аналитиков, это является недостаточным фактором.
Объем промышленного производства, измеряющий активность в обрабатывающей промышленности, горнодобывающем и коммунальном секторах, превзошел ожидания аналитиков, увеличившись в июне на 4,4% по сравнению с тем же месяцем годом ранее.
Китайским властям не приходится бороться с инфляцией, но, возможно, придется столкнуться с ее противоположностью — дефляцией, или падением цен из-за слабого спроса.
Инвестиции в основной капитал — расходы на оборудование, строительство и другие инфраструктурные проекты, призванные стимулировать рост экономики, — в первой половине 2023 года выросли на 3,8% по сравнению с тем же периодом 2022 года.