ІСТИНА І ТРАДИЦІЇ

В Китае опасно брать интервью

Великая Эпоха
От китайского клуба иностранных корреспондентов пришло письмо, в котором говорится о том, что в Китае очень опасно брать интервью. Фото: Getty Images
От китайского клуба иностранных корреспондентов пришло письмо, в котором говорится о том, что в Китае очень опасно брать интервью. Фото: Getty Images
В начале ноября в большом китайском государственном театре на концерте, посвящённом дню китайских корреспондентов, представитель Комитета по организации Олимпийский Игр в Пекине (BOCOG) клятвенно заверил присутствующих на концерте иностранных журналистов, что во время проведения Олимпиады корреспондентам для того, чтобы взять у кого-то интервью или сделать сообщение, не нужно будет предварительно получать на это разрешение, что у них есть абсолютная свобода это делать, а также, что уже сейчас корреспонденты могут свободно брать интервью в Китае.

Звуки этого клятвенного обещания ещё звучали в ушах, а от китайского клуба иностранных корреспондентов, находящегося в Пекине, на этой неделе пришло письмо, в котором они, в частности, пишут: «Для иностранных корреспондентов здесь в Китае очень небезопасно брать интервью! Мы хотим вас предупредить, что нужно быть очень осторожными, если вы хотите взять интервью о недовольстве китайским правительством».

В письме также в подробностях рассказывалось о том, что в последнее время иностранные корреспонденты, которые берут интервью в Китае, подвергаются беспокойствам, арестам и даже физическому насилию. В этот вторник (20 ноября), например, произошло два таких случая.

Рассказывает специальный корреспондент швейцарского телеканала «Swiss TV» Барбара Люси (Barbara Luthi)

Она, оператор и их китайский помощник  в то время, когда они брали интервью у крестьянина деревни Шенйоу уезда Динчжоу города Баодин провинции Хэбэй, у которого чиновники отняли землю и не выплатили компенсацию, были задержаны местными властями, и пробыли в заключении 7 часов, а также подверглись насилию.

Когда они брали интервью, их окружили 6 машин, наполненных людьми, причём на двух машинах не было номеров. Вышедшие из машин люди назвались крестьянами, но Барбара сразу поняла, что это переодетые милиционеры. Затем эти люди силой отобрали у них камеру и вытащили из неё плёнку, после чего грубо схватили Барбару за локоть и потащили к машине; она, сопротивляясь, упала и больно ударилась о землю.

Этот инцидент был улажен только после того, как за них заступился представитель МИДа.

Второй случай со шведским оператором Матиасом Брасчлером (Mathias Braschler) и корреспонденткой Моникой Фишер (Monika Fischer)

Они брали интервью у жителя г. Учан провинции Хубэй, который рассказывал о том, как он подал жалобу на местных чиновников по поводу его права на недвижимость, после чего его жестоко избили и угрожали. В это время к ним подошёл милиционер в форме и прервал их интервью. Они хотели сесть в свою машину, но милиционер забрал у них камеру и задержал в участке на 3 часа.

Матиас говорит, что они уже третий раз подвергаются задержанию в Китае при попытке взять интервью, но в этот раз милиционеры обошлись с ними действительно очень грубо. Он рассказывает, что, когда они пробыли в участке два часа и решили уйти, вошёл начальник и недоброжелательным тоном сказал, что они смогут уйти только после полной их проверки, а также предупредил угрожающе, что в следующий раз их могут продержать в заключении 12 часов. После чего представитель МИДа предложил им обед, от которого они отказались, затем милиционеры грубо потребовали для проверки все их отснятые плёнки, фотоаппарат и ноутбук.

Милиция предоставила им два выбора: либо они немедленно покидают страну, либо их арестовывают, и будут держать под арестом до тех пор, пока это дело не решит китайское консульство в Швеции. Они выбрали первый вариант и только поэтому благополучно вернулись домой.

В письме также говорится, что в тот же самый день китайский корреспондент новостей Ли Чжанчун, который заключён в тюрьму, получил награду - Золотую ручку свободы от Всемирной Газетной Ассоциации (World Association of Newspapers) .

Главный офис Всемирной газетной ассоциации находится в Париже. Представители Ассоциации сообщили, что Ли работал в газете «Фучжоу жибао»; когда он через эту газету рассказал о настоящей ситуации с эпидемией, его без всякого обвинения посадили в тюрьму, где он пробыл год, после чего в январе 2006 г. местные власти обвинили его в «фабрикации и распространении ложной информации» и он был осуждён на три года заключения.

Этот случай с заключением Ли показывает, что иностранные корреспонденты в Китае, даже подвергаясь опасности, всё же в итоге остаются на свободе; но действия китайских журналистов компартия Китая (КПК) пресекает очень жестко.

Все эти случаи свидетельствуют о том, что чёрные руки КПК не только нарушают право на свободу слова в Китае, но и препятствуют свободному распространению новостей за границей.

Версия на китайском