ІСТИНА І ТРАДИЦІЇ

Председатель Верховного Суда Китая ставит интересы партии выше закона

Великая Эпоха
Китай. Председатель Китайского Верховного суда Ван Шенцзюнь недавно заявил, что "все интересы коммунистической партии Китая (КПК) и правительства стоят выше закона". Его замечание вызвало бурную критику.

Председатель Китайского Верховного суда Ван Шенцзюнь выступает с речью. Фото: Dajiyuan
Председатель Китайского Верховного суда Ван Шенцзюнь выступает с речью. Фото: Dajiyuan
Ван Шенцзюнь также потребовал от всех судей при рассмотрении дел "гарантии национальной безопасности, укрепления центральной власти, обеспечение социальной стабильности". Как сообщают государственные СМИ, Ван сделал это заявление на Национальном форуме по криминальным делам, который прошел в Наньцзине 30 августа.

Адвокат по вопросам прав человека Чжэн Цзянькан назвал высказывание Вана очевидным нарушением судебного Кодекса. Он сказал: "Прежде всего - подчинение закону, строгое следование ему. Судья должен действовать только согласно закону. В целом под интересами КПК и правительства в данном случае подразумевают то, что судья должен принимать решения, учитывая интересы только государственных политиков. Это является очевидной политизацией судебной системы".

Пекинский адвокат по правам человека Лу Сяоуань заявил на своем блоге: "Если приказывать адвокатам, судьям, полицейским и обвинителям следовать политическим указаниям, то это фактически будет означать политику отдачи приказов". Он подчеркнул, что на судах во всех рассматриваемых случаях нужно основываться только на фактах, законе, справедливости и правосудии.

Еще один пекинский адвокат Лю Вэй сказала, что для любого адвоката закон является высшим критерием. Она полагает, что точка зрения лидера Верховного суда на то, что политические интересы превыше закона, отличается от того, что большинство адвокатов понимают под понятием "следовать закону".

По мере приближения национального праздника 60-й годовщины КПК службы национальной безопасности развернули активную деятельность уже во второй половине июля. Началось выселение протестующих из Пекина. В начале августа Министерство Юстиции издало приказ, в котором от адвокатов и юристов требовали, чтобы они "действовали согласно политическим интересам, гарантировали стабильность провинций и следовали правилам".

В настоящее время более 50 адвокатов по правам человека подверглись преследованию или лишены прав за защиту последователей Фалуньгун диссидентов и других групп, таких как крестьян, оставшихся без земли, жертв отравленного меламином молока "Саньлу" и др.

Адвокат Чжэн Цзянькан сказал, что общие интересы КПК и правительства невозможно соблюдать. Он сказал: "Как вы можете обязать судью гарантировать защиту "общих интересов"? Что подразумевается под "общими интересами"? Это просто означает, что КПК представляет собой "общие интересы" и, следовательно, политика КПК превыше закона".

Бесчисленное количество пользователей Интернетом откликнулось на это сообщение агентства новостей «Синьхуа», используя те же комментарии - «факты, закон, справедливость и правосудие» - как один из способов протеста и выражения недовольства.

Один пользователь заметил, что, готовясь к празднованию годовщины КПК 1 октября, правительство ужесточает Интернет-цензуру и усиливает контроль над администрацией судебной системы: "Речь Председателя Верховного суда Ван Шенцзюня объяснила смысл понимания закона с точки зрения КПК".

Другой выразился более резко: "Очевидно, лидер судебной системы совершенно не разбирается в законах!"