ІСТИНА І ТРАДИЦІЇ

Китай усиливает давление на этнические тибетские кадры внутри компартии

Великая Эпоха

Фото: PETER PARKS/AFP/Getty Images
Фото: PETER PARKS/AFP/Getty Images
Опасаясь проявлений недовольства и социальных беспорядков в связи внутренней политикой, направленной против сторонников Далай-ламы и тибетской независимости, Китай усилил давление на тибетские кадры внутри компартии (КПК).

«Имеется незначительное число диссидентских элементов внутри нашей партии, испытывающих колебания в вопросах преданности ее идеалам, убеждениям и политической позиции», говорится в предназначенном для служебного пользования меморандуме, который распространила комиссия КПК по внутренней дисциплине в Тибетском автономном районе (ТАР).

Этот документ, полученный тибетской службой RFA, обвиняет внутрипартийных диссидентов в том, что они «присосались к груди компартии Китая, тогда как матерью зовут Далай-ламу», намекая на некоторых тибетцев, пользующихся именем КПК, но тайно следующих указаниям Далай-ламы. В документе, который выявляет ужесточение внутрипартийной линии в ТАР с тех пор, как здесь около года тому назад поменялось руководство, подробно излагается дело партийного диссидента Пxунцока Гьялцена (Phuntsok Gyaltsen) и учителя Лхадона-младшего.

Как гласит меморандум №2 комиссии по внутренней дисциплине ТАР, 33-летний Пxунцок Гьялцен, заместитель главы администрации поселения Пхурбу (Phurbu) и специальный агент управления милиции уезда Палгон (по-китайски Bange), был исключен из КПК и подвергнут аресту за публичное выкрикивание «реакционных лозунгов». Учитель средней школы уезда Кхангмар (Khangmar) Лхадон-младший, 31 года, был отстранен от работы и арестован за то, что рассказывал в классе: избранный Пекином панчен-лама – поддельный.

«Очень опасно, если мы не сможем устранить таких диссидентов, как Пхунцок Гьялцен и Лхадон-младший. Это может оказаться скрытой опасностью, угрожающей стабильности и гармонии в нашем обществе», говорится в меморандуме. Он призывает членов партии хранить «ясную политическую голову» и усилить сопротивление заявлениям в поддержку независимости среди тибетских членов КПК.

Документ, датированный 4 сентября, вышел после того, как в связи с назначением в 2006-м нового партийного секретаря ТАР Цзяна Цинли в течение года нарастают протесты в тибетских регионах Китая. «Полагаю, что мы наблюдаем, как с начала прошлого года под руководством Цзяна Цинли проявляется совершенно новый подход к решению таких проблем», - говорит эксперт по изучению современного Тибета из Колумбийского университета в Нью-Йорке Робби Барнетт (Robbie Barnett).

По мнению Барнетта, новая кампания против несогласных является «весьма агрессивной и весьма в традициях партии, где обычно берется небольшой инцидент, его значение умножается – и это становится поводом для укрепления партийной дисциплины среди членов КПК. Следует предположить, что Цзян Цинли очень и очень нервничает по поводу лояльности членов КПК в Тибете». Этот документ также проливает свет на атмосферу растущей подозрительности по этнической линии внутри тибетской части партии, отмечает он.

«Думаю, что [партийные вожди] испытывают увеличивающиеся опасения по поводу того, что никогда не смогут узнать, что на самом деле творится в сердцах этого народа», - говорит Барнетт.

С 1994 года наблюдался «огромный рост доходов у членов партии и тибетских чиновников, работающих на правительство, то есть солидное улучшение их личного благосостояния и условий жизни семейств, однако они по-прежнему не знают, о чем на самом деле думает народ и какова его лояльность. Отсюда излишняя заинтересованность в китайском руководстве, которая, надо сказать, граничит с уровнем патологии».

Как говорится в меморандуме далее, Пхунцок Гьялцен родился в уезде Ривоче (Riwoche) в префектуре Чамдо (Chamdo), окончил колледж, и вступил в КПК в 2002 году. 19 апреля 2007 года он выкрикнул: «Независимость Тибету!» и «Да здравствует Далай-лама!». За это он был исключен из КПК, снят с работы и арестован.

Лхадон-младший родился в уезде Кхангмар и также окончил колледж. 3 апреля 2007 года он сказал школьникам своего класса: «11-й панчен-лама, признанный центральным правительством, поддельный. Настоящий 11-й панчен-лама имеет реинкарнацию в Индии. Панчен-лама от центрального правительства ездил в Индию на встречу с настоящим панчен-ламой». 14 июня он был уволен со службы и арестован.

Показательная ярость

Секретарь компартии ТАР Чжан Цинли, находящийся в числе делегатов проходящего в Пекине 17-го съезда компартии Китая, показательно выразил «ярость» по поводу церемонии награждения Далай-ламы Золотой медалью конгресса США, на которой президент США впервые появится с духовным лидером Тибета на публике. «Мы просто в ярости, - приводит высказывания Чжана Цинли газета New York Times. – Если Далай-лама может получить такую награду, то в мире нет ни справедливости, ни добрых людей».

Он заявил также, что «с тех пор, как покинул Китай 48 лет тому назад, этот Далай-лама никак не остановится, или хотя бы замедлит свою сецессионистскую деятельность». Газета Сhina Daily 17 октября посвятила заявлениям по этому поводу материал на первой полосе, озаглавленный «Don't meet Dalai Lama, Bush urged».

Министр иностранных дел КНР Ян Цзечи призвал 16 октября американского президента Джорджа Буша отменить планируемую публичную встречу с Далай-ламой, которого, как отмечает газета, «Китай считает политическим изгнанником, долгое время участвующим в сепаратистской деятельности», предупредив, что она может оказать некое «весьма серьезное влияние» на двусторонние отношения.

«Мы выражаем предельную неудовлетворенность по этому поводу и жесткие возражения. Мы искренне требуем, чтобы американская сторона отменила это весьма неправильное мероприятие», - заявил Ян Цзечи журналистам в кулуарах съезда компартии Китая.

Кампания в Литханге

Кампания по искоренению настроений в поддержку Далай-ламы и свободы Тибета проходит в регионе Литханг в тибетском автономном районе Карцзе провинции Сычуань на юго-западе Китая. В Литханге, где проживает множество тибетцев, в середине августа произошли массовые протесты во время фестиваля конных скачек. По информации RFA, с 7 сентября в населенном скотоводами Литханге формально началась кампания патриотического перевоспитания, которую начал командир батальона народной вооруженной полиции, прибывший в регион с контингентом примерно в 200 человек.

Чиновники требуют от людей сделать выбор между КНР и Далай-ламой. «Кенсур Драккар Ринпоче из монастыря Литханг, который уже провел несколько лет в тюрьме, отказался подчиниться, - сообщил тибетской службе RFA местный житель – Он ответил, что носит титул Ринпоче», который является почетным званием высших религиозных наставников Тибета. «Как практикующий буддизм, - отмечает этот житель, - он полностью предан своему коренному учителю, а этим коренным учителем является Далай-лама. Следовательно, он не может критиковать Далай-ламу, который для нас не только религиозный лидер, но и наш политический лидер».

Кампания по перевоспитанию направлена также против местных руководителей и учителей на внутрирайонном уровне. «По ходу кампании многие учителя выразили решение выбрать Далай-ламу, а не Китай. Многие вообще ушли с митингов. Чиновники пригрозили, что их зарплата будет сокращена и распределена между рядовыми людьми. Учителя ответили неявками», отмечает источник RFA. Адрук Адрак (Adruk Adrak) – племянник Ронгьяла Адрака, арест которого за выступление в поддержку Далай-ламы вызвал акции протеста в Литханге, - ушел с митинга, восклицая «Да здравствует Далай-лама!» и «Пусть исполнятся пожелания Ронгьяла Адрака!».

Барнетт считает, что эти знаменуют ужесточение реакции Китая на публичные протесты и диссидентские выступления. «Похоже, что государственные и местные лица, как в Тибетском автономном районе и Сычуани, так и на общенациональном уровне, вошли в фазу быстрой реакции, когда даже единичный случай, даже небольшой инцидент вроде этих двух, может привести к крупным кампаниям и большим переменам в политике или большим политическим ответам».

«Так что мы определенно не должны исключать возможность того, что это означает потенциально действительно большую чистку по соображениям безопасности и идеологическое перевоспитание», отмечает он. По сведениям эксперта, начиная с 2000 года, этнические китайцы проходят обучение на тибетском языке в университете Лхасы с той идеей, что они будут направлены в небольшие поселки городского типа и деревни в качестве чиновников местного уровня. Сейчас таким образом получили направления от 200 до 300 человек. «Это полностью новая конфигурация облика китайского государства в сельских районах Тибета».

В Литханге тибетские чиновники уже заменяются китайскими. «Замена в Литханге является чрезвычайно быстрой версией того же подхода, реализуемого скорее, если можно так выразиться, применением силовых приемов, чем по плану. Но это часть общей тенденции, которая представляет собой очень и очень большие изменения в политике по поводу того, как вести дела в сельской местности», – считает Барнетт.