ІСТИНА І ТРАДИЦІЇ

Human Rights Watch: за 11 месяцев до старта Олимпиады Китай усилил атаки на журналистов

Великая Эпоха

Правозащитники международной организации «Репортеры без границ» Винсент Броссел (слева), Роберт Менард держат баннер протеста. Фото: Великая Эпоха
Правозащитники международной организации «Репортеры без границ» Винсент Броссел (слева), Роберт Менард держат баннер протеста. Фото: Великая Эпоха
Руководство КНР продолжает нарушать права журналистов, несмотря на данные Международному олимпийскому комитету (МОК) обещания, что пекинская Олимпиада 2008 года позволит расширить свободу прессы и улучшить положение в сфере прав человека, заявила 7 сентября правозащитная организация Human Rights Watch.
 
Всего за 11 месяцев до начала Олимпийских игр 2008 года журналисты в Китае сталкиваются с физическим насилием и притеснениями со стороны милиции и выполняющих поручения властей бандитов. «Непрерывная агрессия и физическое насилие в отношении журналистов в преддверии Олимпийских игр 2008 года в Пекине заставляют серьезно задаться вопросом об искренности правительственных обещаний большей свободы прессы, - заявила директор юридической службы Human Rights Watch по Азии Софи Ричардсон (Sophie Richardson). – По-видимому, китайское правительство рассматривает свободную прессу скорее как врага, чем зоркого наблюдателя в сфере общественной безопасности и социальной стабильности».
 
Как часть своей заявки на проведение Олимпиады 2008 года китайское правительство явно заверило МОК, что ослабит свою хватку на горле прессы в период Олимпийских игр. Это обязательство соответствует статье 51 Олимпийской хартии, где говорится, что «МОК берет на себя ответственность обеспечить Олимпийские игры широким освещением в различных средствах массовой информации и, по возможности, самой большой аудиторией в мире». Более того, свобода прессы особо гарантируется статьей 35 конституции КНР.
 
В конце 2006 года китайское руководство, выполняя свои олимпийские обещания, объявило о новых свободах для аккредитованных иностранных журналистов. Эти временные правила, действующие с 1 января 2007 года по 17 октября 2008 года, позволяют иностранным корреспондентам свободно общаться с любой согласившейся на интервью организацией или гражданином.
 
24 августа, вопреки этим временным правилам, милиция помешала семи иностранным журналистам – двум операторским группам с телекамерами и корреспонденту радиостанции - встретиться с Юань Вэйцзин (Yuan Weijing), женой находящегося в тюрьме слепого правозащитника Чена Гуанчена (Chen Guangcheng), когда она вылетала в Манилу, чтобы получить правозащитную премию вместо своего мужа.

Как рассказал Human Rights Watch один из журналистов, дежурившие у дома Юань в Пекине милиционеры заставили журналистов проследовать за ними в ближайшее отделение милиции, где их подвергли длительной «регистрации», чтобы допустить в дом. Власти постоянно препятствуют выезду Юань из Китая и заставили ее вернуться в провинцию Шаньдун, откуда она родом. По сообщению Associated Press, 31 августа группа «сотрудников госслужб» вывела Юань из следовавшего в Пекин автобуса, заставив ее вернуться в Шаньдун.
 
В другом недавнем случае представители судебных властей города Исин провинции Цзяньсу запретили 24 августа корреспондентам The New York Times и South China Morning Post присутствовать на заседании суда для освещения процесса, в ходе которого известный эколог У Лихун (Wu Lihong) был приговорен к трехлетнему заключению в тюрьме по обвинению в вымогательстве и мошенничестве, которое обозреватели считают политически мотивированным. Журналистам не сообщили никаких причин такой закрытости, сказав только, что это «рядовой процесс».

Репортеров, дожидавшимся у здания суда информации о приговоре, атаковали с расспросами агенты в штатском: зачем приехали, с какими вопросами, зачем взяли с собой телекамеры. «Запрет на освещение журналистами «рядового» заседания заставляет задаваться вопросом о полноте судебного процесса», - отмечает Ричардсон.
 
Временные правила не распространяются на китайских журналистов или граждан КНР, работающих у иностранных журналистов помощниками или переводчиками. В результате китайские журналисты оказываются легкими жертвами для представителей местных властей, пытающихся скрыть неприятные для них сведения, подчеркивает Human Rights Watch. В середине августа пять китайских журналистов, в том числе репортер Жэньминь жибао, интервьюировали свидетелей обрушения 320-метрового моста через реку Цзяньто  в курортном уезде Тоцзян (Фэнхуан) на западе центральной провинции Хунань. Бандиты в штатском прервали интервью и напали на журналистов, которых затем задержала милиция.
 
В преддверии 17 съезда КПК, который начнется 15 октября, правительственные органы усилили контроль за внутренней прессой. Проходящий раз в пять лет съезд, в работе которого примут участие 2217 делегатов, создает особые трудности для прессы, поскольку компартия опасается проникновения в печать сведений о разборках между высокопоставленными бонзами в период формирования новой партийной верхушки. Полагают, что именно из-за этого 19 августа пять крупных газет – Жэньминь жибао, Гуанмин жибао, Цзинцзижибао, Цзефанцзюньбао (газета Народно-освободительной армии), Бэйцзин жибао – вышли с практически одинаковыми первыми полосами (воспроизведены China Digital Times).

Власти не дали никакого объяснения цензурной политике, из-за которой на всех первых страницах оказались статья о «личном участии» руководителей КНР в спасении шахтеров из затопленного шахтного ствола и фотографии совершающего визит в Казахстан председателя КНР Ху Цзиньтао.
 
31 августа министерство информационной индустрии КНР развернуло от имени правительства кампанию по давлению на интернет-провайдеров, приказав, чтобы в течение недели из результатов, выдаваемых поисковыми машинами Google China, China Yahoo, Baidu.com, Zhongsou, Sina и Sogou была удалена вся «нелегальная и нездоровая информация». При этом не были обозначены ни критерии поиска, ни меры наказания. «[Операторы] поисковых машин сами знают, что им следует сделать», – заявил газете Shanghai Daily некий сотрудник министерства по фамилии Ван.

«Такие расплывчато сформулированные запреты на контент являют собой непосредственную угрозу для всей печати, поскольку подогревают самоцензуру в новостях или постингах, могущих вызвать раздражение правительства перед партийным съездом», - отмечает Ричардсон.
 
Пекинские власти не остановились перед тем, чтобы закрыть десятки интернет-центров, служивших хостами для тысяч серверов. Отключение этих интернет-центров, призванное растоптать «нелегальный» контент перед 17-м съездом КПК, затронуло тысячи вебсайтов, форумов, площадок для блогов в провинциях Гуандун, Хэнань, Сычуань, а также в Шанхае, центре бизнеса на восточном побережье страны.

«Если китайское правительство серьезно говорит о борьбе с коррупцией и снижении социальной напряженности, то зачем оно душит прессу и нападает на журналистов, ведь именно они играют решающую роль в раскрытии таких угроз? – отмечает Ричардсон. – Подобные действия обращают в насмешку обязательства китайского руководства, данные им своим гражданам и МОК».

Валерий Никольский. Великая Эпоха