ІСТИНА І ТРАДИЦІЇ

Human Rights Watch: В ходе «зачистки» перед съездом КПК из Пекина выселяют 4 тысячи жалобщиков

Великая Эпоха

Фото: Великая Эпоха
Фото: Великая Эпоха
Муниципальное правительство Пекина должно немедленно отказаться от планов сноса района, где проживают около 4 тысяч граждан, ожидающих официальной реакции в ответ на свое недовольство действиями властей, заявила 6 сентября правозащитная организация Human Rights Watch.

Район Фэнтай (Fengtai) в южной части Пекина служит домом для десятков тысяч человек, ежегодно прибывающих в столицу, чтобы подать жалобы центральным властям в надежде устранить коррупцию и вымогательство на местах. С 30 августа на стенах жилищ в районе Фэнтай расклеены официальные объявления о грядущем сносе, в которых говорится, что все жители района должны освободить территорию к 19 сентября. О возможной компенсации или содействии по переселению в этих объявлениях не упоминается.

Китайский закон требует от девелоперов, занимающихся строительством недвижимости, или от действующих в их интересах государственных управлений, встречаться с жителями каждого района – неважно, владельцами домов или жильцами, чтобы разъяснить им причины их выселения и оговорить компенсацию. «Жалобщики – одни из самых уязвимых граждан Китая; у них должно быть право проживать где-то, пока они добиваются удовлетворения своих законных требований, - сказала директор юридической службы Human Rights Watch по Азии Софи Ричардсон (Sophie Richardson). – Снос домов Фэнтай только прибавит им страданий».

Система подачи петиций в Китае, или синьфан (xinfang), уходит в глубину тысячелетий и предназначена для того, чтобы позволить рядовым людям формально выразить недовольство по разным вопросам, начиная от милицейской жестокости и незаконного захвата земли до коррупции. Официальные правила требуют от рассматривающих петиции чиновников правительства лично беседовать со всеми авторами обращений, регистрировать их заявления и давать ответы в течение 60 дней.

На практике авторы обращений, активисты и представители граждан, пытающиеся оказать им помощь, постоянно подвергаются нападениям, избиениям, угрозам, похищениям со стороны милиции и бандитов, действующих с позволения местных властей, для которых нежелательно портить свою отчетность в глазах центрального правительства. Заявителей также не допускают в правительственные здания в Пекине, а тем, кому удается озвучить свое недовольство, зачастую приходится ждать ответа долгие месяцы, а то и годы. Human Rights Watch подробно изложила эти нарушения в 87-страничном докладе ‘We Could Disappear at Any Time’: Retaliation and Abuses Against Chinese Petitioners’ («Мы можем исчезнуть в любой момент: реакция и агрессия против китайских жалобщиков»).

Заявителям угрожают также нападения и задержания со стороны служащих муниципальных сил безопасности, которым приказано удалять их с улиц в канун и во время важных политических событий. Во время прошедшей в марте 5-й сессии Всекитайского собрания народных представителей в Пекине были задержаны более 700 подателей жалоб, многие из которых были принудительно отправлены в свои провинции.

Китайские специалисты зафиксировали в системе подачи петиций серьезные недостатки, установив, что положение о письмах и посещениях 2005 года, предназначенное для усиления ответственности местных руководителей в случаях недовольства на местах и сокращения числа жалобщиков, приезжающих в Пекин, не работает. Результаты опроса подателей петиций в Пекине, проведенного в 2007 году академией общественных наук КНР, одним из наиболее влиятельных мозговых центров правительства, показали, что 71 процент жалобщиков стали жертвами возросшего давления и запугивания; 64 процента подвергались задержаниям; и только 5 процентов опрошенных отметили, что с введением в действие положения 2005 года местные правительства стали внимательнее относиться к разрешению конфликтов.

«Если опрос китайского правительства констатирует, что с подателями петиций обращаются скверно, что местные власти призваны содействовать разрешению их проблем, то действия муниципальных властей Пекина, поступающих в точности наоборот, лишены всякого смысла», - говорит Ричардсон.

Живущие в районе Фэнтай активные ходатаи указывают, что близящийся снос обозначит последнюю стадию разрушения этой территории, где проживало до 10 тысяч человек, пока муниципальные власти не начали сносить ее вскоре после того, как Пекин выиграл право проведения Олимпийских игр 2008 года. По их словам, место находится под наблюдением 200 милиционеров в форме и штатском, а большинство живущих здесь жалобщиков не смогут оплатить другое жилье после выселения. Милиция, нарушая приятые к Олимпийским играм временные правила, гарантирующие большую свободу прессы с 1 января 2007 года, постоянно преследует, задерживает и допрашивает иностранных журналистов, которые посещают этот район.

Пекинские власти в официальных уведомлениях связывают выселение этого южного района столицы с запланированным строительством Тайваньской торговой улицы, которая займет площадь 30 га. Как сообщила 10 сентября Жэньминь жибао, здесь «предполагается возвести оптовый центр тайваньских товаров, рестораны тайваньских деликатесов, чай-бары, музей тайваньской литературы, пятизвездный отель и офисные здания». Городу явно выгоднее отрапортовать 17-му съезду компартии Китая, который откроется 15 октября, о запуске в районе Фэнтай идеологически правильного проекта, символизирующего единение с тайваньским бизнесом, чем демонстрировать иностранным журналистам, что коммунистическое руководство страны не может избавиться от проявлений недовольства.

Как сообщила в августе газета South China Morning Post, министерство общественной безопасности КНР потребовало от пекинской милиции «мобилизовать все ресурсы», чтобы предотвратить появление жалобщиков вблизи зданий центрального правительства, а ходатаев из провинции Хубэй особо предупредили о необходимости покинуть город до начала работы съезда. «Планы муниципального правительства Пекина по сносу жилищ с выселением тысяч подателей петиций без компенсации или предоставления другого жилья являются неприемлемым нарушением основного права человека на прибежище, - говорит Софи Ричардсон. – Местные власти должны сосредоточить свои усилия на том, чтобы разрешить проблемы этих людей, а не усложнять их».