ІСТИНА І ТРАДИЦІЇ

GUARDIAN: Редакторы китайской газеты уволены из-за рекламы в память о Тяньаньмэнь

Великая Эпоха
Китайская газета уволила трех редакторов за неспособность предотвратить публикацию однострочного рекламного объявления, появившегося в честь матерей участников протеста, убитых во время кровопролития на площади Тяньаньмэнь в 1989 году.

Фото: RICHARD A. BROOKS/AFP/Getty Images
Фото: RICHARD A. BROOKS/AFP/Getty Images
Нарушив одно из самых строгих политических табу страны, несколько зашифрованное послание проникло в газету «Chengdu Evening News» 4 июня, на 18-ю годовщину кровавого подавления. Эта публикация показывает, как коммерциализация, безразличие и технология прорывают однопартийную государственную информационную блокаду.

«Отдавая дань уважения сильным матерям жертв 64», гласило небольшое объявление на 14-й странице газеты. Шесть-четыре (июнь, 4) – это наиболее общеизвестное выражение для кровопролития в тот день в 1989 году, когда сотни, а возможно, и тысячи демонстрантов, выступавших в поддержку демократии, и их сторонников были раздавлены танками и войсками НОАК.

Правительство настаивает на том, что эти действия были необходимы для восстановления порядка, однако запретило любое публичное обсуждение этой темы и продолжает держать некоторых участников протеста в тюрьме. Несмотря на этот запрет, некоторые матери отважно призывают к проведению открытого расследования убийств.

Но некоторые молодые китайцы об этом кровопролитии знают мало или вообще ничего. Как отмечает газета «South China Morning Post», молодая сотрудница, ответственная за контрольный просмотр рекламных объявлений в «Chengdu Evening News», позволила этой рекламе появиться, поскольку не была осведомлена о значении 64. Когда она позвонила человеку, который разместил объявление, тот ответил, что это дата катастрофы в шахте.

Это отважное послание было быстро замечено, отсканировано и распространено в интернете, пока не вмешались власти. Экземпляры газет убрали из киосков, а в редакцию газеты в столице провинции Сычуань была направлена группа следователей.

По информации Reuters, заместитель главного редактора Ли Чжаоцзун (Li Zhaojun) был уволен вместе с двумя другими сотрудниками. Сотрудники 32-страничного таблоида, выходящего тиражом 200 тыс экземпляров, с которыми встретился журналист «Guardian», отказались от комментариев. Защитники свободы слова считают, что редакторы были наказаны, чтобы предостеречь остальных от потери бдительности на страже информационной стены коммунистической партии. «Это показывает, что правительство пойдет на все, чтобы убрать всякие упоминания об этом вопросе в печати, - говорит Винсент Броссель (Vincent Brossel) из организации «Репортеры без границ». - Цензура настолько сильна, что молодая сотрудница ничего не знала об истории событий в июне. Это показывает, как правительство пытается уничтожить память китайского народа».

Несмотря на либерализацию экономики и растущую коммерциализацию медиа, государство держит прессу в ежовых рукавицах. Отдел пропаганды еженедельно рассылает списки материалов, которые не разрешено публиковать или передавать в эфир. Освещение спорных вопросов – таких как Тяньаньмэнь, Тайвань, Тибет и запрещенное духовное движение «Фалуньгун» - либо табуировано, либо дается в соответствии с линией партии. Скандалы с участием политических лидеров и массовые протесты зачастую вообще не появляются в центральных медиа. Исторические воспоминания также выборочны. Проблемные годовщины, включая кровопролитие 1989 года, начало культурной революции или кампании против реакционеров, в основном проходят незаметно.

По данным организации «Committee to Protect Journalists», Китай заключает в тюрьму больше журналистов, чем любая другая страна. «Репортеры без границ» относят страну к 10 худшим в мире по свободе прессы.

Картина в целом представляется более сложной. Быстрое распространение мобильных телефонов и интернета сделало затруднительным блокирование новостей. Государство также ослабило контроль освещения природных катастроф, социального неравенства и аварий в шахтах. Ранее в этом году оно смягчило ограничения для поездок иностранных журналистов.

И цензоры временами спотыкаются на ровном месте. В 2004 году вебсайт «Жэньминь Жибао», рупора коммунистической партии, поместил статью, упоминавшую о «насильственном подавлении на площади Тяньаньмэнь в Пекине» студенческого движения в поддержку демократии. Эти строчки были в конце некролога, вырезанного и вставленного из статьи в печати Гонконга. Через четыре часа их заметили и удалили. В 1991 году «Жэньминь Жибао» невольно пропагандировала подсознательное воззвание к мятежу, опубликовав поэму, которая, если читать по диагонали, содержала зашифрованный призыв к тогдашнему премьер-министру Ли Пену уйти в отставку. Ли, которого его враги называли «пекинский мясник», входит в число наиболее осуждаемых персонажей новой истории Китая, поскольку именно он приказал ввести в 1989 году военное положение.

Джонатан Уоттс, Пекин. Перевод Валерия Никольского