ІСТИНА І ТРАДИЦІЇ

Франция и Германия пытаются решить спор оружейных компаний из-за проекта самолета нового поколения

Великая Эпоха
(Іstockphoto)
(Іstockphoto)

Франция и Германия усиливают давление на свои промышленные компании, чтобы спасти производство европейского боевого самолета нового поколения. Проект стоимостью 100 миллиардов евро (115 миллиардов долларов) находится на грани краха, сообщили источники, близкие к делу.

Проект Future Combat Air System (FCAS), запущенный более восьми лет назад, не продвинулся из-за споров между французской Dassault Aviation и Airbus по поводу распределения работ и ценных технологий.

После переговоров на прошлой неделе между президентом Франции Эммануэлем Макроном и канцлером Германии Фридрихом Мерцем Берлин подготовил «дорожную карту решений» в рамках срока, установленного на середину декабря для достижения соглашения, сообщили источники Reuters.

«Цель состоит в том, чтобы к середине декабря руководители участвующих промышленных партнеров нашли и подписали письменное соглашение об основных принципах сотрудничества на следующем этапе программы», — говорится в документе, согласно выдержкам, предоставленным Reuters.

Источник в правительстве сообщил, что дорожная карта, которая также поручает главам ВВС пересмотреть свои соответствующие требования, была разработана для восстановления политического контроля.

Споры

На карту поставлена следующая фаза планов по поставке истребителя с дронами для Франции, Германии и Испании к 2040 году, что отражает инициативу Великобритании, Италии и Японии под названием GCAP.

Переговоры зашли в тупик из-за недоверия между производителем Rafale, компанией Dassault, и Airbus, представляющим в проекте, известном во Франции как SCAF, как Германию, так и Испанию.

Dassault настаивает на том, чтобы возглавить проектирование и разработку основного истребителя, ссылаясь на нечеткость распределения ответственности и свой опыт создания истребителей от начала до конца. Компания заявляет, что Airbus может свободно руководить собственными беспилотными направлениями проекта.

Airbus заявляет, что это противоречит соглашениям, согласно которым каждая страна имеет равный голос.

Семейная французская компания-производитель истребителей и частично государственный гигант по производству реактивных лайнеров обострили свою риторику, приглашая друг друга покинуть проект, если им не нравятся согласованные условия, и обещая действовать в одиночку, если это будет необходимо.

Немецкие источники утверждают, что Dassault хочет получить 80% контроля, что Dassault отрицает. Они обвиняют Dassault в ограничении доступа к высокооплачиваемой работе.

Французские источники хотят сохранить паритет с Airbus, который до прихода Испании составлял 50%. Они подозревают Берлин в желании ослабить технологическое преимущество Dassault.

«Похоже, что очень тесные и прочные политические отношения между Парижем и Берлином несколько ослабли, и промышленники получили свободу действий и теперь действительно набрасываются друг на друга», — сказал в недавнем интервью Дуглас Барри, старший научный сотрудник IISS по вопросам военного воздушного пространства.

Неспособность выйти из тупика грозит обнажить неспособность Европы сформировать единое оборонное пространство в то время, когда на континент вновь вернулась война.

После нескольких недель политических потрясений в Париже столицы удваивают усилия, чтобы избежать серьезного удара по франко-германскому сотрудничеству.

Тем не менее, сохраняются сомнения по поводу того, сможет ли Макрон, чей срок полномочий подходит к концу и который ослаблен политическими кризисами, заставить Dassault пойти на уступки. Благодаря высоким объемам экспорта Rafale, Dassault не испытывает немедленного давления и, по словам некоторых чиновников и руководителей, может выжидать до выборов 2027 года.

Варианты на случай провала проекта

Поскольку FCAS стоит перед важными решениями о своем будущем, готовятся варианты на случай повторения раскола, в результате которого Франция вышла из Eurofighter в 1985 году, оставив Dassault и Airbus в конкуренции.

Dassault является краеугольным камнем обороны Франции со времен Второй мировой войны, построив все поколения самолетов, несущих ее ядерное сдерживание, и может легко работать в одиночку.

Немецкая промышленность пригрозила использовать растущий оборонный бюджет Берлина для финансирования конкурирующего проекта.

Люди, знакомые с этими планами, заявили, что они включают в себя создание самостоятельного стелс-истребителя. Другие варианты включают сотрудничество со шведской Saab, которая в настоящее время не имеет партнера, или с BAE Systems GCAP. Airbus поддерживает регулярные контакты на уровне генеральных директоров по этому вопросу с обеими сторонами, заявили они.

Все чаще обсуждаемый минималистский компромисс сводит FCAS к «боевому облаку» с безопасной связью, позволяя Airbus и Dassault разрабатывать отдельные самолеты — частичный развод, позволяющий Парижу и Берлину сохранить лицо и избежать публичного раскола.

Каждая сторона продолжает считать блефом заявления другой.

Французские планировщики сомневаются, что Германия сможет легко построить конкурентоспособный стелс-истребитель или двигатель в одиночку, а также вписаться в быстро продвигающийся проект GCAP.

Однако, несмотря на то, что Франция имеет опыт самостоятельных разработок, ее бюджетный кризис создает серьезные препятствия для финансирования.

До последнего давления со стороны Берлина один немецкий источник оценивал шансы на создание совместного истребителя как «менее 50%». Обе столицы сейчас спешат спасти проект. «Мы не можем позволить себе провал этого проекта», — сказал источник во французском правительстве.