68-летний геолог и астрофотограф Джон Андерсен из Калгари зафиксировал необычно яркие цвета полярного сияния. По его мнению, это может свидетельствовать о росте геомагнитной активности и возможном смещении магнитных полюсов Земли, который, по научным оценкам, «опоздал на миллион лет».
Когда Джон Андерсен ночью направляет свою камеру в небо, он видит яркие цвета, которые он считает признаком большого геомагнитного явления, которое скоро может поразить Землю.
Хотя северное сияние обычно имеет зеленый цвет и его трудно заметить в черте города Калгари, где Андерсен живет и работает геологом в нефтяной промышленности, он ищет более темные сельские виды к северу от города. На его фотографиях отображены розовые, фиолетовые и желтые цвета, что указывает на мощные магнитные волнения.
«Мы вступаем в то, что называют магнитным полюсным смещением», — рассказывает 68-летний Андерсен изданию Epoch Times.
Это значит, что магнитные полюса планеты Земля могут скоро поменяться местами, при этом положительная полярность заменит отрицательную и напротив. По его словам, с приближением этого явления магнитное поле Земли имеет тенденцию к небольшому искривлению.
«Магнитное поле всей Земли резко ослабевает, поэтому сейчас у нас гораздо меньше защиты в нашем магнитном поле», — говорит Андерсен.
Постоянный поток солнечного ветра от Солнца сейчас гораздо сильнее поражает Землю, а геомагнитные бури, как известно, нарушают работу электросетей и коммуникационного оборудования.
Но они также вызывают удивительные полярные сияния.
Андерсен, который увлекся астрофотографией еще с детства, когда родители купили ему телескоп, сейчас является настоящим экспертом по охоте на полярные сияния. Он снимает ночное небо 50 лет. В прошлом году, во время пика текущего солнечного цикла, он отправлялся на охоту ночью, когда небо было чистым, а иногда даже когда оно было облачным.
Однажды ночью весной позапрошлого года появилось интенсивное фиолетовое полярное зарево, которое светилось так сильно, что пробивалось сквозь задымленный воздух. Несмотря на туман, он уехал на север, чтобы избежать городских огней, и обнаружил, что полярные сияния покрывают небо повсюду.
«Это был оборот на 360 градусов», — сказал он. Он встретился там с около 30 друзьями из местного сообщества охотников за полярным сиянием. За эти годы они обнаружили много любимых мест, таких как это, для фотографирования полярного сияния.
Снимки, сделанные Андерсеном, свидетельствуют об уменьшении магнитосферы Земли. Он говорит, что смещение полюсов Земли «опоздало на миллион лет», поэтому последующий сдвиг может произойти в любой момент.
«Последнее большое смещение произошло 42 000 лет назад», — сказал он.
Андерсен присоединился к группе любителей ночной фотографии несколько лет назад. Многие, как и он, были геологами или ремесленниками, и они объединились вскоре после появления цифровых камер, когда съемка в темноте вдруг стала возможной. К тому времени он уже в совершенстве овладел ручной съемкой на пленку, и это умение сделало его ночные фотографии особенными. Хотя современные смартфоны могут похвастаться яркими снимками северного сияния, его цифровые фотографии, сделанные вручную, являются исключительными.
«Люди больше не знают, как пользоваться камерами», — сказал он, добавив, что искусственный интеллект заменил ручные настройки. «Я всю жизнь пользовался ручным режимом. Это одно из преимуществ того, что я начинал с плёнки».
Идея охоты за полярными сияниями была тогда новой. Андерсен и его коллеги открыли новые горизонты. «Калгари — один из самых больших и ярких городов на планете», — говорит он. Чтобы выйти из-под света, нужно ехать куда-то подальше от города.
Они начали ехать к северу от города. Андерсен предпочитал сельские пруды и водоемы, отражавшие красочное небо.
С годами город разрастался, и ярко освещенная кольцевая дорога отодвинула их еще дальше на север. С этого времени Андерсен фотографирует ночное небо.
Событие Кэррингтона в 1859 году было «самой большой солнечной вспышкой, которая когда-либо фиксировалась в истории человечества», — говорит он. «Он фактически повлек полярные сияния по всему миру».
Событие Кэррингтона произошло, когда солнечная вспышка выбросила огромную массу плазмы в открытый космос. Под действием солнечного ветра она с огромной скоростью мчалась к Земле и прибыла за половину обычного времени, вызвав хаос. Телеграфные станции были выведены из строя, некоторые даже сгорели.
Но северное сияние было как видение.
Северное сияние появилось в тропиках и, по сообщениям, освещало ночное небо настолько ярко, что люди могли читать газеты при его свете. Оно излучало поразительные красные, а также фиолетовые, зеленые и желтые оттенки.
Когда Андерсен видит такие цвета сегодня, он очень радуется.
Ярко-зеленый – это основной цвет полярного сияния, говорит он. Он возникает в результате колебаний молекул кислорода, O², когда плазма попадает в магнитосферу Земли и заставляет их светиться. Азот, N² — еще один основной компонент нашей атмосферы, который может вызвать ярко-розовый цвет.
Конечно, существует более одного типа молекул кислорода и азота. Есть также O¹ и N¹. Они стратифицированы на разных высотах и вызывают разные цветовые вариации при возбуждении плазмой.
Иногда оттенки сочетаются, образуя настоящую радугу полярного сияния. «Под ярко-зеленым кислородом появляется розовая кайма», — сказал он, рассказывая о типичной кульминации.
«Полоса посередине имеет золотистый цвет. Это увлекательно».