ІСТИНА І ТРАДИЦІЇ

Сьерра-Леоне: крик отчаяния последних жителей островов, исчезнувших в океане

Великая Эпоха
Девушка стоит возле дома во время прилива на острове Нянгей, 30 апреля 2025 года. Более двух миллионов человек, живущих вдоль побережья Сьерра-Леоне, находятся под угрозой повышения уровня океана, что приводит к ухудшению качества жизни. (PATRICK MEINHARDT/AFP via Getty Images)

Стоя по колено в воде, Хасан Каргбо показывает на безграничность океана перед собой, у берегов Сьерра-Леоне: «Здесь был мой дом, а там — футбольное поле и еще много других домов… Океан уничтожил все», — говорит он. За пять лет этот рыбак потерял все, что имел.

«Я совсем не верю, что Нянгей выживет», — говорит 35-летний Каргбо, смирившись с тем, что осталось от его острова. «Остров погружается, кусок за куском…»

Хасан Каргбо перед двумя домами во время прилива на острове Нянгей, 30 апреля 2025 года. Более двух миллионов человек, живущих вдоль побережья Сьерра-Леоне, находятся под угрозой повышения уровня океана; (PATRICK MEINHARDT/AFP via Getty Images)

Нянгей, входящий в архипелаг Тертл, неизбежно исчезает из-за повышения уровня воды, которое сильнее всего поражает его истощенных жителей. Считаясь первыми климатическими переселенцами Сьерра-Леоне, они уже несколько раз теряли свое имущество и переезжали вглубь острова.

Разрушительные последствия повышения уровня воды

Команда AFP посетила несколько островов архипелага Тертл, чтобы увидеть разрушительные последствия повышения уровня воды.

За семь часов плавания на лодке по бурному морю от Фритауна, столицы Сьерра-Леоне, наконец появляются остатки острова Нянгей, окруженного океаном и колониями пеликанов.

Пейзаж с белым песчаным пляжем и бирюзовым морем кажется райским.

Здания на острове Нянгей, 30 апреля 2025 года. Более двух миллионов человек, живущих вдоль побережья Сьерра-Леоне, находятся под угрозой повышения уровня океана; (PATRICK MEINHARDT/AFP via Getty Images)

Но он также несет в себе опустошение: пальмы, вырванные с корнями силой ветра и волн, ветки и обломки, заваливающие пляж, мешки с песком, служащие смешными защитными валами, мебель, брошенная переселенцами.

Площадь острова уменьшилась в три раза

Менее чем за 10 лет площадь острова уменьшилась в три раза и теперь составляет всего около 200 метров в длину и 100 метров в ширину. За последние три года большая часть острова ушла на дно.

С высоты птичьего полета неумолимое погружение под воду поражает: остался только остров, окруженный рыбацкими лодками, где стоят хижины из железных листов и соломы.

Сотни людей были вынуждены покинуть остров за последние годы из-за наводнений.

Десять лет назад на Нянгей проживало еще около тысячи жителей. Сегодня, по оценкам лидеров общины, на том, что осталось от острова, проживает менее 300 человек.

Согласно исследованию, проведенному в июне 2024 года, более двух миллионов человек, живущих вдоль побережья Сьерра-Леоне, находятся под угрозой повышения уровня океанов.

Эта западноафриканская страна с восьмимиллионным населением является одной из наиболее уязвимых к глобальному потеплению в мире, а ее прибрежная зона «очень уязвима», подчеркивает это исследование, которое также указывает на обнищание населения, чья продовольственная безопасность и здоровье ухудшились из-за растущей нестабильности.

«Этот остров был очень большим, он простирался аж туда»

В Нянгей из-за засоленности почв не хватает питьевой воды. Десятки маленьких детей, которым нечем заняться, бродят по острову или играют на пляже.

«Этот остров был очень большим, он простирался аж туда», — с грустью вспоминает 60-летний Амиду Буре, рыбак и глава общины в Нянгей, показывая на океан с пляжа. «У нас было много манговых и кокосовых пальм, у нас был лес, но за последние годы океан все уничтожил…»

Глава общины Амиду Буре устанавливает рыболовную сеть перед своим домом на острове Нянгей, 29 апреля 2025 года. (PATRICK MEINHARDT/AFP via Getty Images)

«Вода наступает и уничтожает нас и наше имущество! Жить здесь становится очень трудно, мы очень страдаем, нам нужна помощь!» — вдруг восклицает он во весь голос, сетуя, что визиты официальных лиц и международных организаций не принесли конкретной помощи, кроме рекомендаций жителям переехать в другое место.

Житель стоит рядом с частью начальной школы Высшего исламского совета, которая обрушилась из-за повышения уровня океана на острове Плантейн, 28 апреля 2025 года. (PATRICK MEINHARDT/AFP via Getty Images)

«Я не хочу больше так жить»

Дважды Хасан Каргбо и его семья теряли все и были вынуждены восстанавливать свой дом в Нянгей. Но море снова угрожает. «Я не зарабатываю много как рыбак, и мне стоило слишком много денег покупать дерево и гофрированный металлический лист каждый раз, когда я должен был строить новый дом. Жить на этом острове очень стрессово… Я не хочу больше так жить», — говорит он.

Поэтому он принял решение и готовится переехать на остров Сей, где рельеф менее ровный.

После ночи ветров, сильных дождей и волн

Однажды утром в Нянгей дом 19-летнего Мохамеда Камары, расположенный на первой линии пляжа, снова подвергся воздействию климата во время ночи ветров, сильных дождей и волн, которые затопили пляж, как зафиксировала команда AFP.

Усман «Шорти» Камара перед своим домом, поврежденным в результате подъема воды на острове Плантейн, 28 апреля 2025 года. (PATRICK MEINHARDT/AFP via Getty Images)

Почти все хижины вокруг его дома разрушены, а дыры залатаны брезентом и досками. Продукты питания и кухонные принадлежности размещены высоко на крышах, чтобы их не смыло водой.

В маленьком дворике семьи господина Камары, на мокрой песчаной почве, несколько женщин спешно убирают беспорядок, оставшийся после ночи: перевернутые тазы, мокрая одежда, разбитые пластиковые предметы, куски рыболовных сетей.

«Мы слишком много страдали здесь»

В конце февраля деревья, вырванные бурей, падали, но никто не пострадал. «Мы потеряли так много вещей, имущества, денег; мы вызвали аварийную службу в Фритауне, но никто не приехал… поэтому мы сделали все, что могли, чтобы спастись сами», — говорит молодой отец.

После семи лет борьбы с океаном Мохамед Камара и его семья истощены. Они решили «в этом году» переехать в столицу или другой большой город. «Мы слишком много страдали здесь», — признается он.

«Это катастрофа, и это уже далеко не чрезвычайная ситуация»

«То, что сейчас происходит на этих островах, является катастрофой, которая выходит далеко за пределы чрезвычайной ситуации», — подчеркнул в интервью AFP министр окружающей среды и климатических изменений Сьерра-Леоне Дживо Абдулаи.

Житель проходит мимо участка, поврежденного в результате подъема уровня воды на острове Плантейн, 28 апреля 2025 года. (PATRICK MEINHARDT/AFP via Getty Images)

За несколько часов плавания на лодке от Нянгей, эрозия побережья Плантайн, другого острова архипелага Тортус, который уже в значительной степени смыт океаном, поражает.

Трагедия, которой едва удалось избежать

23 июля 2023 года подъем уровня воды едва не привел к трагедии: рано утром того дня море и волны буквально смыли часть здания, в котором располагалась школа, стоявшая на берегу пляжа и где накануне учились дети.

Школа все еще опасно стоит на разрушенном берегу. Некоторые классы были закрыты, но 355 учеников все еще посещают занятия в этом здании.

«У нас нет другого выбора для детей», — с большим волнением рассказывает Усман Камара, директор школы и имам острова.

«Раньше здесь было более 300 домов»

Стоя на обрушенном берегу, он показывает на горизонте небольшой остров, окруженный океаном: до недавнего времени эти два острова были одним целым.

«Раньше здесь было более 300 домов, но все смыло», — добавляет Мусса Кану, глава общины, показывая на океан, который теперь разделяет два островка. «Наша община мужественно борется за выживание!» — почти кричит директор.

Напротив него виднеется затопленная водой верхушка минарета старой мечети, которая также оказалась под водой. Здание, которое используется как новая мечеть, расположено рядом на пляже, его регулярно подсыпают камнями и деревом, чтобы предотвратить его разрушение — но эти усилия ничтожны по сравнению с натиском океана. «Каждый день мы задаемся вопросом, не обрушится ли мечеть на нас», — говорит господин Камара.

Плантайн, который был домом для тысяч людей, на протяжении десятилетий терял землю и жителей из-за подъема уровня воды.

Остров был центром торговли, сельского хозяйства, рыболовства и морского транспорта, а также туристическим местом, в частности для посещения руин, свидетельствующих о работорговле. Но школы, рынки и дома постепенно затапливались.

«Многие острова находятся под серьезной угрозой»

Те, кто не смог уехать из-за нехватки денег, были вынуждены переселиться вглубь острова и сегодня снова находятся под угрозой. Но многие жители продолжают надеяться, что правительство найдет решение, которое спасет их остров и их историю.

«Многие острова находятся под серьезной угрозой» из-за повышения уровня воды по всей стране, подчеркивает эксперт по вопросам окружающей среды Джозеф Рахал, основатель НПО Green Scenery. Он дает «не более десяти-пятнадцати лет» архипелагу Тертл «до полного исчезновения».

Традиции, культура, способ ведения торговли: все исчезает»

Этот климатический кризис также имеет драматические социальные и культурные последствия для Сьерра-Леоне.

«Рыбаки, которых переселят, возможно, больше не смогут заниматься своей деятельностью, они больше не будут передавать эту культуру моря», — с сожалением отмечает г-н Рахал. «Климатические изменения влияют не только на людей, их жизнь, экономику, но и на традиции, культуру, способ ведения торговли: все исчезает».

«Мы должны эвакуировать население с этих островов»

Для министра охраны окружающей среды очевидно, что «это население нуждается в помощи». «Мы должны эвакуировать этих людей с островов и пытаемся мобилизовать ресурсы для этого», — подчеркивает он.

Но он указывает на финансовые трудности, связанные с переселением в страну, которая и без того очень уязвима в экономическом и медицинском плане, где климатические изменения также оказывают «разрушительное влияние на бюджет» государства.

«Никакой финансовой помощи для переезда»

Многие жители Нянгей и Плантейн сказали AFP, что чувствуют себя «брошенными» властями перед лицом неизбежного, далеко посреди океана. «Мы не получили никакой финансовой помощи для переезда», — жалуется Хассан Каргбо.

Мелодичный призыв муэдзина к вечерней молитве раздается на маленьком острове Нянгей. Амиду Бурех смотрит на океан, который поглощает его жизнь.

«Я родился в Нянгей, вырос здесь, это единственное место, которое я знаю», — признается он. «Мы боимся, что океан нас уничтожит, но я не собираюсь уезжать куда-то еще, потому что здесь мой дом».