• 'Синьхуа': Крупнейшее в мире агентство пропаганды

  • Воскресенье, 12 марта 2006 года
Накануне 56-ой годовщины КНР, "Репортеры Без Границ" выпустили отчет о исследовании роли Информационного Агентства "Синьхуа" в системе пропаганды и цензуры Коммунистической партии Китая (КПК). Менее чем за три года до Олимпийских Игр "Пекин 2008", независимые мировые СМИ призывают правительство Китая реформировать этот медиаресурс.

Несмотря на то, что "Google" все более регулярно цитируется как надежный источник информации - приблизительно треть новостей о Китае, обозначенных как "Новости Google", исходят от агентства "Синьхуа", глава которого, имеющий ранг министра, является опорой китайских медиа.

Преемник агентства "Красный Китай", основанного Mao Цзэдуном, "Синьхуа" получило свое сегодняшнее название в январе 1937. Начиная с октября 1949, это государственное информационное агентство полностью подчинилось КПК.
Сообщение "Репортеров Без Границ" включает высказывания нескольких журналистов "Синьхуа", анонимно согласившихся объяснить, как ежедневно функционирует навязанный Отделом Пропаганды КПК контроль. С помощью бывшего французского журналиста "Синьхуа", "Репортеры Без Границ" разоблачают искажение фактов о своих ненавистных врагах (особенно США и Японии) и тех, кто их поддерживает, путем обработки международных новостей для мировых режимов.

Несмотря на определенную экономическую либерализацию медиа-сектора, "Синьхуа" сохраняет позицию ведущего голоса партии. Избранные журналисты, которые постоянно проходят идеологическую обработку, создают новости для китайских СМИ, которые показывают официальную точку зрения, а также и другие, секретные, "внутренние сообщения" для лидеров страны.

Будучи раскритикованной за отсутствие прозрачности, особенно во время эпидемии атипичной пневмонии, "Синьхуа" последние несколько месяцев публикует сообщения, выражающие неодобрение действий правительства, но они скорее предназначены для одурачивания международного сообщества, так как не изданы на китайском языке.


****************************************************
Через три года Олимпийский огонь прибудет в Пекин. Тысячи журналистов со всего мира съедутся в китайскую столицу, освещать крупнейшее в мире спортивное событие. Им придется придерживаться строгих правил, которые десятилетиями предъявлялись зарубежной прессе, работающей в Китае.

С другой стороны, тысячи журналистов, работающих на официальное информационное агентство "Синьхуа", гарантируют успех этих Олимпийских Игр. Фактически, "Синьхуа" остается в самом сердце цензуры и системы дезинформации, основанной КПК с тех пор, как она захватила власть в 1949 году.

Крупнейшее в мире информационное агентство сейчас некоторым кажется заслуживающим доверия СМИ - "Новости "Google", например, часто публикуют его сообщения - на том же уровне, что и другие международные информационные агентства.

Их огромная ретрансляция в Интернет (Xinhuanet.com предоставляет новости на семи языках) и свободное распространение сообщений во многих странах, позволили "Синьхуа" стать главным игроком в сфере международных новостей.

"Синьхуа" в настоящий момент распространяет более 1000 сообщений в день - 700 о международных событиях и 300 о внутренних.

Данный отчет об исследовании, выпущенный "Репортерами Без Границ" и французским журналистом, проработавшим два года во французской службе "Синьхуа", показывает, что агентство сохраняет сущность органа пропаганды в обслуживании интересов Компартии Китая. Его модернизация - очень поверхностна.

Цель "Синьхуа" - поддержание монополии новостей КПК. Согласно официального определения это "глаза, уши и голос Китая". Де-факто - это крупнейший центр аккумулирования и распределения новостей в стране. Никакие новости, особенно на чувствительные темы, не должны достичь СМИ без распоряжения всемогущего "Синьхуа".

"Синьхуа" отметило свою 70-ю годовщину в 2001. Его предшественник, агентство "Красный Китай", было основано в районе Руиджин в восточной провинции Цзянси. Агентство получило свое сегодняшнее название в январе 1937. После основания Китайской Народной Республики в октябре 1949, "Синьхуа" стало государственным агентством, полностью подчиненный КПК и правительству. Со времени своего основания, оно стало главным рупором пропаганды КПК для китайских СМИ. "Синьхуа" обеспечивает все СМИ (по меньшей мере 306 радиостанций, 369 ТВ станций, 2119 газет и 9038 периодических изданий) всеми главными национальными и международными новостями.

Крупнейшее в мире Информационное Агентство

Согласно официальным цифрам, в агентстве работает 8 400 человек. Для сравнения "Агентство Франс-Пресс" имеет штат в 2 000, из которых 1 900 - журналисты и редакторы. Президент агентства, Tян Конмин, имеет ранг министра. Его поддерживают главный редактор Нэн Ченжон и четыре вице-президента - Цзян Баошун, Ма Шенроном, Каи Минжао и Хе Донжун. Сбор и управление новостями агентства разбито на три части: "штаб-квартира", национальные филиалы и международные филиалы.

"Штаб-квартира" находится в Пекине, на Ксунвуменсидаджи, 57. Она состоит из "национального отдела новостей, международного отдела новостей, национального отдела новостей для зарубежных клиентов, отдела справочных новостей, отдела фотожурналистики, отдела спортивных новостей, отдела новостей широкого вещания, отдела онлайн новостей и информационного центра".

"Синьхуа" еще имеет филиалы в 31 провинции, а также в Гонконге и Макао. Есть офисы приблизительно в 50 китайских городах, и было бюро в Тайване, пока власти Тайбэя не закрыли его в апреле 2005 после обвинения корреспондентов "Синьхуа" в содействии "разногласию" между Пекином и островом. "Синьхуа" также гордится фактом, что оно "держит" филиалы и офисы в вооруженной Китайской Народной Полиции. "Синьхуа" также имеет филиалы в 105 странах и восемь "под-офисов" или редакторских офисов в Гонконге, Нью-Йорке, Мексике, Найроби, Каире, Париже, Москве и Рио-де-Жанейро. Это - одно из редких зарубежных медиа, имеющее корреспондентов как в Пхеньяне, так и в Рангуне.

Но "Синьхуа" - это, кроме всего прочего, еще и медиа-империя, которая выпускает 40 изданий, на разнообразные темы (сельская жизнь, экономика, спорт, фото и так далее). Несмотря на приватизацию, как бы не продвигался китайский медиа-рынок, ничего не говорится, ничего не слушается и ничего не видится в Китае без предварительного согласия правительственного агентства. Любому, кто отказывается следовать этим правилам, нужно остерегаться. Злоключения журналиста агентства, уволенного за публикацию сообщения предназначенного только для внутреннего использования, становится предупреждением для всех.

Журналисты "Синьхуа"
Наём персонала

Студентов нацеливают с самого начала как потенциальных журналистов агентства. Кандидаты выбраны как за их способности - часто это лучшие студенты в университете, так и за их покорность партии, так как от них требуют распространять "хорошее слово". В первые годы обучения, их подвергают регулярным сессиям "идеологического обновления", чтобы внушить профессиональные ценности журналиста в служении партии.

Вступительные экзамены сдают в трех китайских городах: Пекин, Шанхай и Нанкин (в провинции Цзянсу), где агентство имеет офисы. Самые престижные университеты страны также основаны в этих провинциях. Каждый ноябрь агентство посылает делегацию, состоящую из глав международных и национальных секций в каждый город и на каждый экзамен, с бланком анкет и интервью.

Анкета содержит тест общего уровня знаний кандидатов, позволяющий оценить их культуру и идеологическую ориентацию. Устный экзамен напоминает гонку со временем, так как маленькая группа экзаменаторов часто берет интервью более чем у ста кандидатов.

Для тех студентов, которые ищут работу в иностранном филиале, интервью обычно проходит на английском, или иногда на другом иностранном языке. Кандидат начинает с представления себя, а затем отвечает на два вопроса, всегда одни и те же: "Почему Вы решили быть журналистом? Почему Вы хотите работать в "Синьхуа"?"

"Часто интервью длится всего одну минуту", - сказала одна молодая журналистка самого последнего пополнения международного отдела. "Это то, как произошло со мной. Никто из экзаменаторов не говорил хорошо по-английски".

Экзамен по набору журналистов для внутренних новостей проводится отдельно. Эти позиции предполагают быть более политически направленными. Журналисты, которые позже будут ответственными за пересмотр и публикацию внутренних новостей для национальных СМИ, должны продемонстрировать, что они послушны. Им нужно показать их верность партии, и существует естественное преимущество у политизированных студентов, членов Коммунистической Лиги Молодежи, студенческих лидеров или глав коммунистических ячеек.

Однако "блат" остается самым надежным методом попадания в "Синьхуа". Сыновья, кузены или племянники правительственного чиновника не имеют никакой необходимости беспокоиться о результатах их письменного экзамена. Наём персонала основанный на имени конкурсанта - моментален.

Идеологическая обработка

"Синьхуа" проводит ежегодную учебную сессию для новичков, продолжающуюся около трех недель, в Фан Шен, районе к юго-востоку от столицы. Согласно китайскому описанию, оно состоит из "гражданского и идеологического обучения".

"В течение этих семинаров, ведущие штатные сотрудники "Синьхуа" говорят о политике, правилах и законах, управляющих Китаем, о "Трёх Представлениях" Цзян Цзэминя и, конечно, о "Синьхуа", рупоре правительства" - вспоминает один молодой журналист. На этих семинарах идеологической обработки, молодые студенты, как предполагается, изучают методы журналистики, но, как заметил один из них: "Даже в течение этих семинаров, они никогда не переставали говорить нам о политическом характере "Синьхуа", также как и о существенной роли политики в нашей каждодневной работе, но ничего о том, как написать статью или получить информацию".

Часть программы по физкультуре включает игры, в которых каждому участнику придется понять "важность солидарности и организационной совместимости".

Другая важная часть обучения проходит за несколько месяцев до того, как молодые журналисты будут посланы за границу. Тут им напоминают о правилах, которым им придется повиноваться, и обязательствах по отношению к "Синьхуа".

Важность идеологии находится в контрасте с отсутствием у журналистов способности работать "в поле". Ярлык, наклеенный на их офисы таков, что один китайский корреспондент в Париже дублировал "другое китайское посольство", корреспонденты "Синьхуа" должны быть по всему миру, однако фактически редко делают сообщения на выезде.

Эта идеологическая обработка дает чрезвычайно удовлетворительные результаты. Показательно поведение журналистов "Синьхуа" во время пресс-конференций организованных китайскими должностными лицами. Они задают только благоприятные вопросы и аплодируют их комментариям.

В течение Саммита Китай-ЕС в декабре 2004-го, журналист "Синьхуа" стоял, чтобы убедиться, что ЕС поддерживало позицию Пекина относительно Тайваня. Китайский премьер-министр Вэн Цзябао, казался довольным преданностью репортеров. Журналисты "Синьхуа" были первыми, кто встал и зааплодировал главе правительства, когда он сказал, что Китай не "боится никого в стремлении воссоединения с Тайванем". Согласно внутренних сведений, почти 80% журналистов агентства являются членами КПК. Либо из страха быть осужденными своими боссами, либо, чтобы ускорить свой карьерный рост - журналисты преданы руке, которая их кормит.

Еще более удивительно то, что "Синьхуа" активно интересуется личной жизнью своих сотрудников. Не редкость для журналиста быть наказанным за моральные проступки. Молодые журналисты находятся под очень пристальным наблюдением, особенно, когда за границей. "Вы, "Синьхуа" и ваша жена", - шутит один молодой журналист, который сказал, что более половины журналистов агентства женаты на коллегах.

Работа журналистов в Пекине

"В Пекине мне приходится переводить и редактировать сообщения и статьи, опубликованные в зарубежной прессе, чтобы сделать их доступными китайской общественности. Эти статьи потом публикуются в местных СМИ. Это едва ли приемлемо с журналистской точки зрения. Эти новости - вторичного использования, и у нас никогда нет времени обратиться к первоисточнику", - сказал журналист, проработавший в агентстве пять лет. Работающие в Пекине журналисты ответственные за выходящие национальные новости, завалены таким огромным количеством релизов от министерств, партийных органов и компаний, что можно и не отлучаться делать репортаж. Действия высшего руководства сохраняют самый высокий приоритет в "Синьхуа".

Для агентства "горячие новости и информация с правительственных и официальных пресс-конференций" остаются одним из главных источников информации. Очевидно, что даже провинциальные журналисты следят за общественной ситуацией в стране больше, чем журналисты столицы. Им также приходится сообщать о сопряженных проблемах и природных бедствиях, происходящих в регионах. Количество новостей о бедствиях - недавно удаленные из списка государственных тайн, увеличиваются. Однако статьи о бунтах и забастовках по большей части не публикуются. Эти сообщения помечаются, как "внутреннее сообщение" и идут непосредственно в офисы партийных боссов.

После двух лет работы в пекинском агентстве, молодые журналисты посылаются за границу. Страна, куда их направляют, зависит, очевидно, от того, в каком отделе они работали раньше. Африка для отдела Франции, Южная Америка для отдела Испании и так далее. Точное место назначения не сообщается до последнего момента. Они назначаются на два года. Те, кого они заменяют, потом возвращаются в штаб-квартиру "Синьхуа" в Пекине. Они могут затем занять самые желанные посты, например в Париже, Брюсселе или Женеве.

Интернет-линии - редкость в офисах "Синьхуа". Хотя они были установлены в бюро агентства в начале 2003, Интернет остаётся сильно контролируемым. Большинство журналистов все еще не имеют прямой связи и им приходятся довольствоваться "BBC World Service", чтобы следить за международными новостями. Вебсайты недоступны большинству китайцев, подвергнуты цензуре, когда сообщают о таких вопросах, как, например, резня на площади Тянь-Ань-Мэнь, Фалуньгун или Далай Ламе.

Работа журналистов за границей

"Если вы хотите получить последние известия, идите в "Агентство Франс Пресс". Если вы интересуетесь тем, как это представлено, вы можете посмотреть на "Синьхуа", - иронически комментировал один азиатский журналист. Этот сжатый анализ дает понять особенность существенного отличия "Синьхуа": по мере того, как выходят иностранные новости, агентство никогда не является источником информации. У него нет ни средств, ни желания это делать. Оно ограничивается тем, что подбирает сообщения международных агентств или статей местной прессы, которые оно обобщает, часто неуклюже, примешивая туда политическую ориентацию режима.

"При нехватке средств и оборудования, фактически невозможно быть первыми кто передает новость, даже если мы первыми получаем информацию", - объяснил один корреспондент "Синьхуа".

Таким образом, чтобы не пропустить главные новости, большинство журналистов агентства днями напролет "приклеены" к международному и местному телевидению стран, в которые направлены. Корреспонденты "Синьхуа" черпают информацию из официальных выпусков дружественных с Китаем стран. Бюро Рангуна систематически цитирует торжествующие выпуски, опубликованные военной хунтой, но никогда не упоминает о состоянии лауреата Нобелевской Премии Аунг Сан Суу Кий и тысяч других политических заключенных.

Отношения между Отделом Пропаганды и "Синьхуа" - "Я решаю, вы это делаете"

На службе у Компартии агентство производит два вида новостей: предназначенные для широкой аудитории и новости, предназначенные для лидеров режима. Широкая аудитория получает только поверхностные и искаженные новости. Такая же двойная система применяется в каждой медиа-структуре Китая. Каждое административное тело копируется партийной структурой. В "Синьхуа" администрация и партия так сливаются, что их трудно отличить. Члены редколлегии - те же, что и в комитете партии агентства. Каждый отдел регулируется партийной ячейкой (так же, как и на фабриках и жилых массивах). Сила КПК в этом вездесущем наблюдении.

Первый приоритет агентства - поддерживать новости производимые Отделом Пропаганды, сейчас названным Отделом Гласности, находящимся под Центральным Комитетом КПК. Различные министерства, особенно Министерство Иностранных Дел, могут также послать новости, которые подхватываются и отправляются различным СМИ страны.

Отдел Пропаганды управляет "Синьхуа", определяя ориентацию и темы сообщений. Каждая статья или сообщение должно соответствовать целому ряду идеологических и журналистских критериев перед тем, как будет допущено в печать. Можно было бы собрать чемодан общих идей, запрещение критики члена правительства или КПК, статьи в пользу стран, "друзей" Китая. При правильном описании места возникают проблемы синтаксиса: "Китайская провинция Тайвань", "тайваньцы Китая", "автономный регион Тибет" и так далее.

Отдел Пропаганды часто модернизирует или изменяет свои инструкции относительно новостных событий. Его наблюдение за "Синьхуа" было особенно плотным во время эпидемии атипичной пневмонии, войны в Ираке и совсем недавних случаев птичьего гриппа.

Создаётся впечатление, что Отдел Пропаганды обращает более серьезное внимание на отдел внутренних новостей за их сообщения для общественного потребления китайцам, чем к публикуемым международным отделом.

Выпуск новостей

Руководители секций отдела внутренних новостей (новостей для широкого круга китайцев) выбирают истории, переводчики-редакторы переводят их, зарубежные эксперты исправляют их, затем они возвращаются к главам секции, которые решают, размещать ли их после проверки, согласно определенных Отделом Пропаганды критериев.

Если история на чувствительную тему, как например отношения Китая и Тайваня, или Фалуньгун, то ставить их крайне нежелательно. Эти сообщения на самом деле не удаляются, а отправляются ограниченному кругу главных лидеров, чтобы информировать их о реальной ситуации с грифом "внутренние сообщения". В настоящий момент все сообщения о волнениях среди крестьян, неудовлетворенных правительственной компенсацией после конфискации их земли, классифицированы как "внутренние сообщения". Иногда происходит утечка этих сообщений, и они публикуются прессой в Гонконге или Тайване. Если они не анонимны, "предателей" объявляют и "Синьхуа" вывешивает их имена, фотографии и проступки в холле агентства.

Предполагается, что журналисты могут опознать новости, которые являются подходящими для лидеров и не подходящими для общественности. Один бывший руководитель агентства сказал: "Министры и провинциальные лидеры больше не читают официальную прессу. Первое что они делают каждое утро - читают "внутренние сообщения".

Некоторые должностные лица угрожают или дают взятки журналистам "Синьхуа", чтобы их оплошности не стали известны лидерам страны. Корреспонденты агентства в Фанжи, провинции Шаньси были уволены "Синьхуа", получив взятки от владельца рудника, где в 2004 году погибли несколько дюжин работников.

Журналисты "Синьхуа" были арестованы и получили суровые тюремные приговоры за предательство агентства, а значит и партии. Ву Шишен, журналист службы внутренней политики, был осужден на пожизненное заключение 30 августа 1993 за "разглашение государственных тайн за рубеж" с лишением политических прав. Он был обвинён в отправке коллеге из ежедневника "Hong Kong Express" копии речи, которую Цзян Цзэминь должен был произнести несколько дней позже на XIV-ом Съезде КПК.

Та же самая речь была широко освещена на телевидении неделей позже. Жена Ву, Ma Tao, также журналист "Синьхуа", провела шесть лет в заточении за соучастие в этом преступлении против партии. Стало известно, что Министерство Юстиции Китая сократило приговор Ву в ноябре 2004-го, и он был освобожден в июле 2005.

Международный отдел (сообщения, отправляемые за границу)

В этом отделе меньшинство сообщений классифицируются как "внутреннее сообщение". Как и прежде, глава секции решает, куда послать сообщение или же отправить вышестоящему по иерархии, если есть проблема. Примечательно, что, начиная с 2004-го, международный отдел имеет тенденцию издавать новости о ситуации в Китае, которые в то же время подвергаются цензуре менеджерами в местном отделе новостей. Задача этой стратегии создать впечатление у зарубежных СМИ и должностных лиц, что Китай не пропускает главные события. Но фактически, непосредственно китайцы не получают информацию. Таким образом, в ноябре 2004-го, английская служба "Синьхуа" опубликовала сообщение о столкновении представителей мусульманского меньшинства и ханцев в округе Жонму центрального Китая. Но этих новостей не найти на китайском телеграфе. Службы пропаганды решили бы, что эта тема слишком чувствительна для китайских читателей.

За границей

Журналисты отправленные за границу, должны разбираться в критериях, используемых при отборе статей, для чего проходят длительное обучение, главный компонент которых - "гражданские и идеологические курсы". Любое сообщение, считающееся опасным для государства, получает заголовок "внутреннее сообщение" и отправляется непосредственно менеджерам "Синьхуа", которые посылают это в Отдел Пропаганды и Государственный Совет.

"Панды"

Известные как "панды" среди персонала агентства после того, как "они засыпают через день", этот разряд кадров агентства по иерархии стоит выше глав секций. Они действуют как шеф-редакторы и являются заключительным звеном в редакторской цепочке. Именно они те, кто проверяет сообщения грамматически и идеологически, и принимают окончательное решение в случае спорных моментов. "Проверенные новости пишутся на китайском и предназначены для китайцев. Именно там очень важно, проверять то, что издается и будет читаться. "Самоцензура - постоянна", - сказала одна глава секции. Каждое утро около 9:30 все главы секций посещают собрание, на котором они устанавливают свой дневной рабочий план: новости, которые использовать, новости которые не использовать, основные направления правительственной политики, которые необходимо передать в сообщениях, или неизбежные переводы из каждой секции.

Во время собрания нет никаких обсуждений. Главы секции слушают приказы, опустив головы и делая записи. Панды регулярно приказывают своим подчиненным включать в их сообщения нападки на иностранные СМИ, особенно "BBC World Service" и "CNN", которые обвиняются в умышленных попытках выставить Китай в плохом свете.

"Панды" также ответственны за координацию переводов на все языки самых главных статей. Доверенный иностранный корректор был вызван и получил указание рассматривать, изменять эти новости с самым большим вниманием пока это не станет "правдой" агентства. По словам нескольких журналистов, руководители верхних уровней иерархии, контактируя со службами пропаганды, предпочитают прибавлять необходимую драматизацию, когда речь идет об осуждении внутренних или внешних врагов Китая.

"Шестое бедствие отдела пропаганды это то, что он надел мантию холодной войны: поддерживает всех, кто борется с врагами, борется со всеми, кто поддерживает врагов. Это все еще позиция Отдела Пропаганды, когда доходит до публикации новостей", - пишет Джао Гуобайо, лектор журналистики, в своем "Манифесте за свободную прессу". Для "Синьхуа" это превращается в безоговорочную поддержку Слободана Милошевича во время вмешательства США в бывшую Югославию, затем для Саддама Хуссейна на протяжении первой войны в Ираке, для Роберта Мугабе, Фиделя Кастро и так далее.

Случай Яна Зиди

Судьба, ожидавшая журналиста агентства, уволенного за случайно опубликованную статью, классифицированную как "внутреннее сообщение" точно отражает редакционного политику "Синьхуа". Ян Зиди, шеф-редактор национальной секции для зарубежных отделов, в апреле 2003-го использовал материал об атипичной пневмонии, написанный Центральным Комитетом КПК. Это был просто краткий отчет шагов, предпринятых против эпидемии, но редактор не понял, откуда прибыла бумага и не обратил внимание на заголовок, запрещающий любую публикацию.

Он отправил информацию корреспонденту в секцию "Гонконг, Макао, Тайвань" (работающую с новостями о событиях на территории Китая), который поместил это в статью. Новости, которым следовало остаться в секрете, не остались незамеченными ни членами Центрального Комитета, ни Государственного Совета. Президенту и шеф-редактору "Синьхуа" КПК объявила строгие выговоры, а глава новостей был вынужден уйти в отставку. Ян Зиди был уволен, после написания письма раскаяния.

Но на этом дело не кончилось. Месяц спустя, руководство "Синьхуа" объявило о приостановлении выдачи жилищных пособий для целого ряда журналистов агентства (выплат, которые часто равнялись более чем 50% основного жалованья журналистов). Этот шаг коснулся около 500 журналистов агентства, которым руководство отказалось предоставить какое-либо объяснение. Много полагали, что это было коллективное наказание за ошибку Яна Зиди. Как сообщалось, определенное время распространялось письмо протеста, но многие журналисты не захотели его подписать из-за опасения "расстроить высоких руководителей". "Нас наказывают за работу в "Синьхуа", - сказал один из них. "Каждый хочет уйти из агентства, руководители ненавидят свои собственные коллективы".

Ведущие и ведомые

Де-факто "Синьхуа" управляется Отделом Пропаганды. Агентство получает свою редакционную линию от этого органа КПК и рабски ему предана. В основе одной директивы, опубликованной гонконгской прессой в 2004-ом, перед публикацией любой информации о коррумпированных кадрах нужно консультироваться с обкомами КПК. Вот почему Отдел Пропаганды через "Синьхуа" отдает приказы прессе: "Не говорить слишком много об иракских массовых похоронах, концентрируйте внимание на американском вторжении".

Сообщения под грифом "внутреннее сообщение" достигают самых высоких уровней государства. Для различных правительственных кланов это - также способ борьбы через СМИ. Среди партийных кадров не редкость направить щекотливую информацию журналисту, чтобы навредить конкуренту. Но исключительными жертвами этих маленьких внутренних игр остаются редакторы, обвиняемые в неповиновении установленному порядку. Наказание, которое может быть применено после публикации "внутренних новостей" доходит до следующего: изъятие газет из газетных киосков, запрещение публикаций в течение определенного периода, удержание жалования обвиненного журналиста/редактора, увольнение и даже заключение в тюрьму. В настоящий момент, по меньшей мере, 32 журналиста заключены в тюрьмы Китая, 12 из них работали в государственных СМИ.

Содержимое сообщений: справочник пропаганды

"Журналисты-переводчики" должны выполнять норму примерно в 60 сообщений ежемесячно. За каждое им платят по 40 юаней, чем объясняется тот факт, что многие темы кажутся "высосанными из пальца". А что происходит, когда норма сообщений достигается? Ну, фактически ничего. Работа останавливается. "Стахановцы" новостей опускают орудия. Те, кто видит Китай снаружи, эту торжествующую страну с 9% ежегодным приростом, блистательными зданиями и широкими дорогами, вероятно, не осознают, до какой степени не изменилось ядро режима за 50 лет.

Эпидемия атипичной пневмонии

В первые месяцы эпидемии "Синьхуа", в соответствии с приказами властей, отрицало существование эпидемии в Китае. Внутри сотрудников собрали и сказали не беспокоиться. Тем не менее, в фойе агентства были установлены датчики и розданы маски. Менеджеры агентства получили более современные маски, чем персонал.

Как только правительство признало эпидемию, "Синьхуа" было срочно приказано издавать практическую информацию и похвалу работы властей в предотвращении распространения эпидемии. "Мы не публиковали ничего кроме сообщений о SARS в течение двух месяцев", - сказал один из журналистов агентства.

В комментарии от 9 июля 2003 под названием "Китай показывает большую открытость через прозрачность в новостях", один журналист агентства написал: "Прозрачность китайских новостей о борьбе с SARS показывает большую открытость внешнему миру.

Китайское правительство взялось поделиться с мировой общественностью новостями об атипичной пневмонии в реальном времени, согласно Всемирной Организации Здравоохранения, которая посчитала, что его усилия были очень успешными. Китай содействует прозрачности в новостях во многих областях: с начала года, Китай показал главные события в реальном времени, в том числе землетрясение в Ксиньяне, взрывы в пекинских университетах и так далее". Продолжением в том же ключе был каталог драматических событий, представленный безотлагательно и с целью показать, что Китай сейчас стал демократической страной. Заканчивалось сообщение так: "Впредь, поощряются предложения и комментарии по действиям властей. Все эти меры - свидетельство большей открытости в китайском обществе, сказал профессор Народного Университета Китая".

Но в отрывке не упоминается почти шестимесячный черный занавес на всю информацию об эпидемии. Так как множество людей умерли во всем мире, Отдел Пропаганды провинции Гуандун на юге Китая точно определял и подверг цензуре всю информацию, опубликованную по этой теме. Менеджеры "Синьхуа" знали об эпидемии SARS, которая опустошала юг Китая, но они информировали об этом только коммунистических лидеров, которые прождали недели, прежде чем мобилизовать страну бороться с эпидемией.
Кроме того, "Синьхуа" заявило, что прозрачность в Китае сейчас необратима, но несколько месяцев спустя, три менеджера знаменитого либерального ежедневного "Nanfang Dushi Bao" были арестованы за разглашение (без соглашения властей) нового случая SARS на юге Китая. Двое из них, Ю Хуафенг и Ли Миньин остаются в тюрьме.

Случай Чжао Цзыяна

О смерти 17 января 2005 года бывшего премьер-министра, Чжао Цзыяна, Генерального экс-Секретаря КПК, "Синьхуа" сообщило в загадочной статье из примерно 60 слов. О его роли в партии не было сказано ни слова и не было никакой фотографии рядом с этой статьей. Китайское телевидение и радио получили указание не публиковать эти новости.
Из-за опасений возникновения демонстраций в память о лидере, который был изгнан в июне 1989, партия наложила табу на его смерть. "Синьхуа" было в авангарде этой всеобщей цензуры. Таким же образом, в июне 2005, о смерти Руи Синвэна, уволенного главы пропаганды, не сообщалось на страницах веб-сайта агентства "Xinhuanet.com". Смерть бывшего лидера, который в 1989 ослабил контроль за СМИ, была, однако, темой коротких сообщений на китайском телевидении.

Свобода прессы

"Синьхуа" открыто презирает самые элементарные правила журналистики, также нравится давать уроки. Излюбленная цель - Соединенные Штаты. Во время второй войны в Ираке, "Синьхуа" решило брать информацию, предоставленную Министром информации Ирака вместо "Associated Press" (переименованное в "AP of the United States"). Поэтому "Синьхуа" стало одним из последних "рупоров" пропаганды Саддама Хуссейна.

Война в Ираке также предоставила китайским властям идеальные аргументы, чтобы осудить "сообщение западных СМИ, которые проявляют уважение к свободе прессы, объективности и правосудию". В сообщениях о продвижении конфликта в Ираке, Соединенные Штаты были отнесены к "безбожным, беззаконным агрессорам", "захватчикам" и даже "убийцам женщин и детей", используя слово в слово, термины, используемые режимом Багдада.

"Синьхуа" не колеблется давать уроки по вопросам журналистской этики. Его веб-сайт - под лозунгом: "Правда, объективность, беспристрастность и незамедлительность - это принципы, которые агентство "Синьхуа" строго соблюдает в публикации новостей".

Было несколько редких случаев, на которых сообщения поднимали проблему свободы прессы в Китае, в том числе, когда местные должностные лица воспрепятствовали журналисту сделать репортаж о взрыве в руднике. "Синьхуа" также может испытывать интерес к трудностям журналистов в других странах. В августе 2005-го, была опубликована одна статья "Репортеров Без Границ" под названием "Чад: система правосудия имеет прессу в своем ведении". Но в который раз, рассказ поддерживал интересы Пекина: Чад - одна из нескольких африканских стран, признающих Тайвань.

Права человека

"Синьхуа" играет роль продвижения контратаки, когда международные организации по правам человека и западные страны привлекают внимание к ужасному состоянию свободы в Китае. В одном сообщении, от 4 апреля 2003 года, китайский эксперт (который почему-то пожелал остаться неизвестным) поднимает проблему с отчетом Государственного Департамента США 2002 года по правам человека в других странах. Он осуждает отчет, как "безответственный" и "не объективный", говоря, что он "собрал необоснованные заявления и бессовестно исказил факты, чтобы лгать о состоянии прав человека в Китае". Это относилось к заявлениям о том, что "главный прогресс был достигнут в защите прав человека", заявляя кроме всего прочего, что "жители Тибета живут при демократии уже в течение половины столетия".

Накануне публикации американского отчета, агентство издало свой собственный четырехстраничный отчет про "состояние прав человека в Соединенных Штатах", который особенно ссылается на существование смертной казни. "Соединенные Штаты - одна из очень немногих стран мира, которая позволяет смертную казнь подростков и психически больных людей: американские власти подтверждают, что более двухсот его граждан были казнены, начиная с 1973". Термин "Американская демократия" появляется в кавычках.

Аналогично, в апреле 2005-го, "Синьхуа" посвятило длинное сообщение публикации белой бумаги Государственного Совета по правам человека в Китае в 2004 г. Агентство подчеркивает, что китайцы наслаждаются свободой религиозной веры". О международной критике состояния буддистов в Тибете, мусульман в Синьяне, католиков ватиканской церкви или последователей Фалуньгун не было вообще никакого упоминания.

Социалистическая мифология

Наконец, все эти сообщения сводятся к постоянному наставлению коммунистическому мифу через прославление прошлого. Они обозначают дорогу в будущее, полное богатства и блеска. Классический пример - реабилитация Великого Кормчего. "Фильм о Mao Цзэдуне возрождает вдохновение китайских продюсеров" (27 декабря 2002).
"Некоторые китайские режиссеры чувствуют большой интерес к Mao. Его жизнь имеет большую важность и достойна непрерывной трансляции, даже более с тех пор, как обаяние и индивидуальность славного покойника продолжает переходить к китайцам из одного поколения в другое", - сказал Ван Сюэсинь, создатель фильма "Mao и снег" на 109-ой годовщине рождения великого человека".

Статья спешит уточнить: "Это ничуть не заказ от правительства а добровольный выбор непосредственно деятелей искусства, - говорит г-н Ван, добавляя, - что работы, отдающие дань революционному духу Mao имели успех у публики, которая продолжает откровенно питать определенные чувства к Mao, влияние которого никогда не умрет, и за границей много людей нетерпеливо ждут великие художественные работы, воссоздающие жизнь Великого Кормчего, который повлиял на историю мира".

Создатель фильма сказал, что: "Он был убежден, что с углублением исторической теории и прогрессом технологий кинематографа, зрители смогут посмотреть много и много работ, посвященных Mao". В трех параграфах, имя Mao упоминается 13 раз.

Анти-японские демонстрации в апреле 2005-го

10 апреля агентство опубликовало на своем сайте историю о крупных демонстрациях, которые имели место в нескольких китайских городах против утверждения японским Министерством Образования книги по истории, которая преуменьшила преступления, совершенные Имперской Армией в течение Второй Мировой войны. "Синьхуа" заявило: "Китай не ответствен за текущее состояние китайско-японских отношений, ссылаясь на представителя китайского Министерства Иностранных Дел. Правительство призвало демонстрантов сохранять спокойствие, приложило усилия, чтобы гарантировать безопасность японских граждан и организаций в Китае". В то же время, международная пресса показывала, что полиция вмешалась поздно, чтобы предотвратить насилие.

В то время, как анти-японские протесты распространялись, ударный материал на первой полосе китайской секции "Xinhuanet.com" был посвящен открытию международного фестиваля пионов…

О чем "Синьхуа" говорит и что скрывает

Бельгийский студент политологии в апреле 2005-го провел анализ содержания французских страниц сайта "Синьхуа". Он обнаружил, что 80% китайских новостей давали позитивный взгляд на ситуацию в центральных районах. В частности, большинство статей были основаны на деятельности чиновников. В исследовании цитировались заголовки главных статей из секции "Китай" за 5 апреля: "Китайский Вице-Премьер встречает японских гостей", "Китайский высокопоставленный военный чиновник проявил заинтересованность в укреплении сотрудничества с Италией" и так далее. Дружественная и позитивная роль Китая в Азии особенно подчеркивается.

Это исследование проливает свет на постоянную особенность обработки новостей агентством "Синьхуа": систематическое отсутствие критических голосов. Однако, официальные заявления воспроизведены точно, что, как предполагается, является признаком стабильности.

Позиции зарубежных чиновников широко публикуются, когда находятся в зоне интересов Китая. Заявление правительства Колумбии от 7 апреля, поддерживающее Пекин в вопросе Тайваня и прав человека, стало темой длинного сообщения. В то же время в опубликованном "Синьхуа" материале, отсутствовали критические замечания. Хотя таких было много - в отношении закона против отделения, принятого Китаем против Тайваня. Но зато поддержка Румынии, Алжира, Членов Парламента Хорватии и президента Шри-Ланка были опубликованы агентством.

Несмотря на все это, не нужно сравнивать "Синьхуа" с информационным агентством Северной Кореи. На дискуссионных форумах веб-сайта агентства можно найти критические сообщения. Проблемы Китая тоже осторожно поднимаются. Есть также статьи об очень большом количестве несчастных случаев на рудниках и других промышленных предприятиях. Цифры иногда занижены, причины трагедий скрыты, но агентство всегда спешит указать, что власти приказали провести расследование. 5 апреля 2005 года сообщалось, что 300 000 человек погибло в результате несчастных случаев в первой трети года, но нет данных о различных видах несчастных случаев, составляющих эту цифру. С другой стороны, журналист уточняет, что эта цифра уменьшилась более чем на 4%.

"Синьхуа": спикер наихудших режимов

Недавно, "Синьхуа" снова начала изображать как "современную аграрную реформу" конфискацию фермерских земель в Зимбабве. При этом китайские журналисты, никогда не называли Саддама Хуссейна диктатором, в то время как коалиционные силы в Ираке были названы захватчиками. Более того, Фиделя Кастро никогда нельзя было называть диктатором, как несколько лет назад с большим трудом выяснил северно-американский журналист, работающий на "Radio China International". Эта "грубая ошибка" привела его к увольнению.

Бирма, Судан и Пакистан - все, одинаково хорошо представляются агентством. Северная Корея имеет благоприятные отзывы. На протяжении переговоров в 2005 году по поводу ядерной программы Северной Кореи, Соединенные Штаты были в центре наблюдения "Синьхуа", будучи всегда ответственными за любую остановку в переговорах. С другой стороны, нападки на империалистов дорогого лидера Ким Джонг-Ила были широко воспроизведены.

Иран, который в апреле 2005 года находился в открытом конфликте с Соединенными Штатами из-за ядерного оружия, получил благоприятные отзывы в публикациях. Десять статей было издано за десять дней, почти все из них повторяли точку зрения тегеранских властей. Такая же статья от 7 апреля 2005 года под названием "Иран: Кхаменей призывает к сопротивлению американскому плану по Ближнему Востоку", очень ясно дала понять поддержку Китаем стран, борющихся против "западной демократической модели".

Выводы

Профессор журналистики в Университете Пекина, опубликовал в Интернете брошюру, в которой он перечислил "14 бедствий Отдела Пропаганды". Академик утверждал, что этот орган партии "использует методы достойные нацистской Германии", "убивает Конституцию", предает "высокие идеалы китайской Компартии", показывает "бесчувственность и глупость", и защищает "злобных и коррумпированных людей". Чжао, рожденный в 1963, автор этого нового "J'accuse" был вынужден оставить свою страну под давлением чиновников.

Преступление Цзяо Гобяо должно было надавить на сердце цензуры и системы пропаганды. Фактически, этот организм, оплот консерваторов - одно из военных крыльев режима. Отдел Пропаганды также имеет цель поддержания монополии "Синьхуа" на производство новостей.

В мае 2005-го, орган Центрального Комитета Компартии выдал СМИ новые своды правил, укрепляющие господство официальных национальных СМИ. Они запрещают журналистам региональной прессы "критиковать" власти всех провинций, кроме их собственных. Журналистам также приказано контактировать с представителями Центрального Комитета или отдельными лицами, перед публикацией негативных новостей. Ясная цель этих решений в том, чтобы усилить господство "Синьхуа".

Аналогично, в январе 2004-го, правительство начало серию реформ печатной прессы, чтобы "омолодить индустрию новостей". Сразу же было подчеркнуто, что полу частные организации прессы, которые будут созданы, должны продолжать придерживаться идей КПК и уважать свою квоту на статьи и комментарии, публикуемые официальным агентством.

Как объясняет Мишель Ву (журналист, который был уволен из "Синьхуа" после отказа работать, следуя Пекинской Весне 1989 года): "В основном, методы китайской Компартии оставались неизменными в течение 50 лет, и это несмотря на международные кампании протеста". Централизованные новости и информация всегда управляемы, и партия стремиться удерживать контроль над прессой, когда дело касается чувствительных вопросов. За три года до начала Олимпийских Игр в Пекине, китайские власти должны срочно начать серьезную и глубокую реформу государственных СМИ. Это - также обязанность международного сообщества и особенно Международного Олимпийского Комитета, напомнить Пекину о его обязательствах по вопросам прозрачности и свободы информации.

Это сообщение доступно на сайте "Репортеры Без Границ".

"Репортеры Без Границ" отстаивают заключенных в тюрьму журналистов и свободу прессы во всем мире, также как и право осведомлять общественность и быть осведомленными в соответствии с Пунктом 19 "Универсальной Декларации Прав Человека".

Английская версия:
The Epoch Times


Подписаться:

Social comments Cackle

загрузка...