ІСТИНА І ТРАДИЦІЇ

О приватизации украинских земель — эксперты

Великая Эпоха

2 октября Верховная Рада решила не продлевать мораторий на продажу земель сельскохозяйственного назначения — ограничения на операции с землей будут действовать до 1 января 2013 года. После, возможно, в Украине заработает рынок земли — специально для него создается сейчас земельный кадастр.

Фото: Евгений Довбуш/Великая Эпоха
Фото: Евгений Довбуш/Великая Эпоха
О земельной реформе рассказали эксперты в специальном комментарии Великой Эпохе:

Насколько привлекательна для украинских олигархов украинская земля? Могут ли их в первую очередь привлечь эти земли, а не иностранных инвесторов?

Павел Жебривский, народный депутат от НУНС:

Может интересовать и украинских олигархов, потому что в принципе сегодня это ключевой базисный элемент развития Украины. Например, кто-то в машиностроительном комплексе работает, ему нужно основание, нужны те же тракторы, комбайны делать, должно быть на это спрос.

Они будут заинтересованы в вертикально интегрированных компаниях, которые пользуются землей, производят минудобрения. Вот например Фирташ — химическую отрасль фактически монополизировал. Ему было бы это интересно.

Но не стоят в стороне и иностранцы, те же китайцы…

Николай Миркевич, президент Ассоциации фермеров и частных землевладельцев Украины:

Так случилось, что кто-то подбросил эту идею — разделить землю, но это был первый шаг к тому, чтобы её приватизировать. Крестьянин, работавший на земле, он должен был получить долю из того имущества, которое приобрело хозяйство, а не получить землю как долю.

Земля — это вечное, земля — это нечто большее, чем товар, я лично для себя понимаю, что земля — это святое, ею торговать нельзя. Нужно торговать продукцией производства на земле, но только не землей. Здесь мы с вами должны быть единогласны.

А в случае, если земля будет находиться в государственной собственности, насколько реально для крестьян будет ее арендовать?

Николай Миркевич, президент Ассоциации фермеров и частных землевладельцев Украины:

Законом нужно предусмотреть, что землю может брать в аренду тот, кто на ней работает, а не тот, кто взял её в аренду и хочет торговать ею. Представим себе, что будет рынок земли и будет продажа земли. Тот, кто хочет купить и продать, он должен потерять и то, что он оплатил, и то, что он получил — вот весь механизм. И тогда у нас не будет злоупотреблений. Потому, что если человек имеет другой бизнес, и видит, что он просто может купить землю и потом её кому-то продать, то этого не должно происходить.

Взять в аренду — значит, что арендную плату платишь по факту, это уже договор, это механизмы именно аренды. Но сегодня земля в аренде есть, сегодня фермеры, агропроизводители или холдинги имеют землю в аренде.

Арендная плата — на сегодняшний день самый выгодный во всем мире способ аренды земли, труда на ней. Но таким образом земля остается в государственной собственности, в собственности того, кому она уже принадлежит, это правильный механизм.

Что лучше для сельскохозяйственной отрасли Украины — частные фермеры или колхозы? Как теперь живет украинское село?

Это занятость населения, и коллективные хозяйства, и фермерские хозяйства имеют право на жизнь, все формы хозяйствования. Только бы они не были холдингами, которые уничтожали бы инфраструктуру села.

Сегодня село — это наша колыбель, и все так хорошо говорим о селе, а когда туда заходит большая компания и она не видит того крестьянина, не видит тех детишек, которые там растут, то это неправильно. Село должно развиваться. Село — это уникальная форма существования.

Каким сегодня способом производится молоко, мясо и овощи? Это просто ужас. Сегодня продукция в селе производится (мы говорим о приусадебных участках) — благодаря ручному труду. Извините, в целом мире всё механизировано. Сегодня пенсионеры тянут продовольственную безопасность молока и мяса в государстве.

Крестьяне мотыгами и косами работают на земле, кормят нас — это неправильно.