Когда Мэтью Хирнингу поставили диагноз аутизм, специалисты сказали Терри Хирнинг, что у её 4-летнего сына генетическое заболевание, и что он никогда не будет самостоятельным.
«Я помню, как подумала, что не знаю как, но это не будет его историей», — сказала г-жа Хирнинг The Epoch Times.
Она заметила, что после употребления определенных продуктов он испытывал проблемы со сном. У него были интенсивные сенсорные срывы и практически полное отсутствие зрительного контакта. Он страдал из-за ограниченного словарного запаса и хронических запоров, а иногда не откликался на своё имя.
Интуиция и критическое мышление подсказывали, что диета — лёгкий путь к решению проблемы.
«У нас была близкая подруга, терапевт, специализирующаяся на аутизме, и она упомянула красный краситель и глутамат натрия (усилитель вкуса)… Я начала погружаться в мир биомедицинских вмешательств», — сказала г-жа Хирнинг.
Хирнинг узнала, что у Мэтью нарушен микробиом кишечника — сообщество бактерий, вирусов и грибков, которые синергично работают над созданием метаболитов, регулирующих работу нейротрансмиттеров. Эта связь между кишечником и мозгом может объяснить изменения настроения, поведения и общей функциональности, которые происходят благодаря диете.
Тестирование также выявило у Мэтью целый ряд пищевых аллергий. Благодаря изменениям в рационе питания, Мэтью смог обратить вспять симптомы аутизма.
Среди последних достижений Мэтью Хирнинга — получение звания «Орла» в бойскаутах и учёба в колледже. Мать и сын считают, что диета и низкое содержание углеводов стали ключом к его выздоровлению.
Однако официальных исследований о том, может ли палеодиета помочь при аутизме, не проводилось. Палеодиета предполагает употребление цельных продуктов и отказ от простых углеводов, сахара, зерновых, молочных продуктов и бобовых. На самом деле лишь несколько диет были тщательно изучены в связи с расстройствами аутистического спектра (РАС).
Несмотря на то, что влияние большого разнообразия диет сложно изучить, особенно на детей с отклонениями в развитии, обмен мнениями о наблюдениях за питанием является обычным явлением, особенно среди лиц, осуществляющих уход за семьями с аутистами. Исследователи воспользовались этим опытом, проведя обширный опрос воспитателей, многие из которых использовали питание для устранения симптомов, характерных для аутизма.
В обсервационном исследовании 2023 года с участием более 800 наблюдаемых сравнивали тех, кто использовал добавки и фармацевтические препараты, с теми, кто использовал специализированное питание, включая палеодиету и 12 других диет, для лечения симптомов аутизма.
«Есть много веских причин, по которым эти диеты полезны. Механизмы, лежащие в основе их действия, связаны с тем, что мы наблюдаем в симптомах, связанных с аутизмом», — рассказала The Epoch Times Джули Мэтьюс, соавтор исследования и сертифицированный консультант по питанию. Она основательница компании Nourishing Hope, специализирующейся на индивидуальном питании при аутизме и СДВГ.
В целом, лечебные диеты оказались безопасными и экономически эффективными средствами, улучшающими некоторые симптомы с гораздо меньшим количеством побочных эффектов, чем некоторые фармацевтические препараты.
Результаты исследования были опубликованы в сентябре 2023 года в журнале Journal of Personalized Medicine.
По шкале полезности от нуля до трёх, диета набрала в среднем 2,36 балла за лечение симптомов, по сравнению с 1,59 балла для нутрицевтиков и 1,39 балла для фармацевтических препаратов, включая лекарства от судорог и психиатрические препараты.
Наивысший рейтинг получили такие диеты:
Здоровая диета — богатая овощами, фруктами и белком, с низким содержанием вредной пищи и сахара.
Диета Файнгольда — диета из цельных продуктов без искусственных красителей, ароматизаторов и консервантов, а также с низким содержанием салицилатов, токсинов, вырабатываемых некоторыми растениями.
Диета с отказом от продуктов — индивидуальный подход, основанный на продуктах, вызывающих повышенную аллергию у участников. Другие исследования показали, что дети с РАС, как правило, имеют высокую чувствительность к яйцам, молоку и пшенице.
Диета с низким содержанием сахара — используется для балансировки сахара в крови и уменьшения воспаления.
Безглютеновая/безказеиновая диета — отказ от глютена и казеина, молочного белка.
Помимо ранжирования диет по общему улучшению здоровья, исследование выявило 23 конкретных симптома, включая тревогу, внимание, когнитивные функции, проблемы с кожей, речь/коммуникацию, судороги, сенсорную чувствительность, проблемы со сном, социальное взаимодействие, тики и другие, и каждый из них был сопоставлен с пятью лучшими диетами.
«Выбор диеты зависит от вас. Если вы боретесь с определенными симптомами, вас может больше интересовать то, как диеты справляются с конкретными симптомами, а не с общим состоянием», — сказала г-жа Мэтьюс.
Несмотря на то, что «здоровое питание» получило самый высокий общий балл, оно заняло первое место только в одной категории симптомов — общем состоянии здоровья. С другой стороны, кетогенная диета заняла первое место по девяти улучшениям симптомов, хотя по общим улучшениям она была предпоследней.
Г-жа Мэтьюс отметила, что кетогенный результат может быть искажен из-за меньшего количества участников. Поскольку это более строгая диета, её, вероятно, использовали специально для тех, кто хотел устранить потенциально серьезные симптомы, в том числе судороги.
В исследовании г-жи Мэтьюс, посвящённом диетам, рассматриваются распространённые опасения, которые в основном связаны с дефицитом кальция у детей, придерживающихся безказеиновой или глютеновой/безказеиновой диеты. В исследовании сказано, что у детей, придерживающихся обычной диеты, уровень кальция ниже, и что, согласно исследованиям, поливитаминные или минеральные препараты, включающие кальций, повышают его уровень.
В исследовании отмечается, что безглютеновая/безказеиновая диета была связана с улучшением аутистического поведения, а также когнитивных функций. Безглютеновая и кетогенная диеты также были изучены и признаны безопасными и эффективными, хотя для большинства диет в исследовании не проводили формального оценивания.
Мистер Хирнинг говорит, что иногда ему приходится бороться с симптомами, связанными с аутизмом, но он благодарен своей маме за то, что она скорректировала его диету. Он считает, что это помогло ему стать самостоятельным, независимым.
«Я не знаю, где бы я был без мамы и как бы я закончил свою жизнь», — говорит г-н Хирнинг. «Я чувствую, что теперь хорошо разбираюсь в своей диете. Стало лучше, но бывают некоторые реакции, если я съем что-то нехорошее».
«Обидно, когда медицинские работники говорят родителям, что еда не имеет значения. Родители должны исследовать диеты, чтобы достичь полного преобразования», — говорит г-жа Хирнинг.
По материалам The Epoch Times USA