ІСТИНА І ТРАДИЦІЇ

Какие отрицательные последствия политики «одного ребёнка» в Китае?

Великая Эпоха

Женщина с ребёнком гуляет в парке Пекина. Китайские власти в области планирования семьи в последнее время отменили компенсацию родителям, потерявшим своих единственных детей.
Женщина с ребёнком гуляет в парке Пекина. Китайские власти в области планирования семьи в последнее время отменили компенсацию родителям, потерявшим своих единственных детей.

Женщина с ребёнком гуляет в парке Пекина. Китайские власти в области планирования семьи в последнее время отменили компенсацию родителям, потерявшим своих единственных детей. Фото: Ван Чжао/AFP/Getty Images

60-летняя Го Минь играет со своими 4-летними детьми-близнецами. В 2005 году Го потеряла свою единственную дочь и в 2011 году родила близнецов — мальчика и девочку — с помощью технологии пересадки зародышей
60-летняя Го Минь играет со своими 4-летними детьми-близнецами. В 2005 году Го потеряла свою единственную дочь и в 2011 году родила близнецов — мальчика и девочку — с помощью технологии пересадки зародышей

60-летняя Го Минь играет со своими 4-летними детьми-близнецами. В 2005 году Го потеряла свою единственную дочь и в 2011 году родила близнецов — мальчика и девочку — с помощью технологии пересадки зародышей. Скриншот: Southern Weekly

В Китае есть старое выражение «вырастить ребёнка, чтобы защитить себя в старости». Но быстро растущее число семей в Китае, потерявших своего единственного ребёнка, на закате своих лет сейчас сталкиваются с финансовыми трудностями и недовольны давней политикой, проводимой Китаем, который, как правило, лишает их возможности иметь больше чем одного ребёнка.

Сейчас 2431 из таких несчастных родителей получили ответ на прошение, сделанное два года назад, в котором они требовали компенсацию за потерю единственного ребёнка, и этот ответ — «Нет».

Национальная комиссия здравоохранения и планирования семьи сказала этим родителям о том, что такой политики компенсации не существует. Ответ пришёл 21 апреля, после того как 240 представителей из группы подателей заявлений в четвёртый раз поехали в Пекин, сообщает Legal Evening News.

Эти родители и многие другие расстроены этой политикой, которую они считают несправедливой, — за её несоблюдение взимаются большие штрафы, однако за последствия, которые могут возникнуть при соблюдении этого закона, никто не платит.

«Как граждане мы выполнили обязательство политики одного ребёнка, но мы надеемся, что государство создаст определённую защиту от риска, которому мы подвергаемся», — написали оставшиеся без детей родители в своём прошении к правительству.

«Кто меня похоронит?»


Политика одного ребёнка была запущена в Китае в 1980 году как один из методов контроля численности населения, основанный на сомнительных научных теориях. Этой политике должен следовать каждый, хотя есть и исключения, например, для крестьянских семей, где требуется физический труд: им разрешено иметь второго ребёнка, если первый ребёнок оказался девочкой или инвалидом.

Однако с тех пор как начала действовать эта политика, число семей, потерявших единственного ребёнка, увеличилось. Расчёты от Ежегодника статистики здравоохранения Китая за 2010 г. показывают, что в Китае насчитывается свыше миллиона семей, потерявших своего единственного ребёнка; по грубым подсчётам, ежегодно умирает свыше 76 тысяч детей в семьях, в которых был только один сын или одна дочь, сообщает государственное СМИ Beijing News.

Родителям, которые в настоящее время участвуют в споре с режимом, в основном больше 50 лет, и дети большинства из них неожиданно умерли в подростковом возрасте или в двадцать с чем-то лет. Эти родители страдают не только от боли утраты, но и от многих лет одиночества и отсутствия денежной поддержки.

«Я не знаю, кто будет обо мне заботиться, когда я заболею, и кто будет хоронить меня, когда умру», — сказала одна из лидеров группы родителей, подателей прошения. В интервью Legal Evening News она назвала себя «мама Ди».

Жалкая компенсация


Родители отмечают, что тогда как штрафы за нарушение политики одного ребёнка очень высоки, компенсации за её последствия нет.

Власти взимают с нарушителей политики то, что они называют «сборами на обслуживание общества». Они взимаются круглый год, но сумму собранных денег публично чиновники не называют, равно как и не сообщают о том, на что эти деньги потом тратятся. Тем не менее, один из адвокатов попытался получить доступ к некоторым данным, и был потрясён тем, что ему удалось выяснить.

У Юшуй в июле прошлого года сделал запрос о предоставлении официальных записей каждой из 31 провинций Китая; 24 провинции представили данные к январю этого года, сообщает государственное издание Beijing News.

Данные показали, что в 2012 году в общей сложности с граждан, нарушивших политику одного ребёнка, взыскали 20 млрд юаней ($3,2 млрд). Остальные семь провинций не смогли ответить, в том числе такие провинции, как Аньхой, население которой составляет свыше 60 миллионов.

Но компенсацию едва ли можно сравнить с цифрами штрафов.

В 2008 году правительство начало выплачивать в качестве помощи по 135 юаней ($21,6) на человека в месяц семьям, потерявшим единственного ребёнка. После ряда апелляций и прошений с января текущего года выплату помощи слегка повысили — до 340 юаней ($54) для горожан и 170 юаней ($27) для сельских жителей.

Однако родители хотят, чтобы сумма компенсации соответствовала штрафу. «Есть закон для взимания платы за нарушение политики одного ребёнка, поэтому должны быть и законы, обеспечивающие компенсацию тем, кто соблюдает эту политику. Должны быть одновременно и обязанности, и защита прав», — гласило прошение.

Близнецы 60-летней женщины учатся ходить


Печаль и одиночество — это те причины, которые больше всего приносят страданий родителям, потерявшим своих единственных детей. Но 60-летняя Го Минь решила изменить это необычным образом: теперь она мать 4-летних близнецов, сообщают китайские СМИ.

Не выдержав горя от потери своей единственной дочери, погибшей в автокатастрофе в 2005 году, Го решила попробовать пересадку эмбрионов, и в 2011 году, когда ей было 56 лет, родила близнецов — мальчика и девочку.

Но это также увеличило финансовое бремя женщины, и её пенсии 1800 юаней ($288) в месяц далеко не достаточно для того, чтобы растить детей в Пекине. Го теперь мечется по работам, занимающим неполный рабочий день, где ей платят по 300—400 юаней в месяц.

Нарушенные обещания


На протяжении многих лет жёсткая пропаганда продвигала политику одного ребёнка, но обещания, которые давал режим, многие годы так и оставались обещаниями.

Газетный заголовок в 1985 году гласил: «Имей только одного ребёнка, и правительство будет заботиться о тебе, когда ты состаришься». В 2005 году одно слово было добавлено: правительство будет «помогать» заботиться о тебе, когда ты состаришься. В 2012 году это превратилось в «отложи свой выход на пенсию, и позаботься о себе». В 2013 году это приобрело форму: «заложи свой дом, чтобы позаботиться о себе, когда состаришься».

Фотографии этих контрастных лозунгов облетели весь Интернет.

Лу Чэнь, Великая Эпоха


Читайте также:
Политика «одного ребёнка» в Китае: женщина еле избежала аборта
Богатые китайцы заводят «американских детей»
Ведущая патриотичного ТВ Китая рожает в США