ІСТИНА І ТРАДИЦІЇ

Юань становится важной торговой валютой

Великая Эпоха

Вслед за тем как Китай снимает ограничения на использование своей валюты, больше предприятий смогут использовать его для торговли.

Сотрудник считает деньги в филиале Банка Китая в городе Ляньюньган китайской провинции Цзянсу, 10 августа 2011 года

Сотрудник считает деньги в филиале Банка Китая в городе Ляньюньган китайской провинции Цзянсу, 10 августа 2011 года. Фото: ChinaFotoPress/Getty Images

Торговля выгодна для всех, по крайней мере, согласно экономической теории.

Хотя она не составляет большей части ВВП, но оказывает огромное влияние на остальные части экономики.

Многие рабочие места зависят от сектора экспорта и импорта и некоторые товары не могут быть изготовлены без частей, которые импортируются из-за рубежа.

Конечно, на практике всё выглядит иначе, ведь некоторые торговые партнёры хотят поживиться за счёт других, используя коварные трюки. Каждая страна в какой-то степени участвует в таких операциях, но Китай известен тем, что манипулирует своей валютой, а также субсидирует определённые отрасли промышленности, наводняющие затем своей продукцией внешние рынки, чтобы уничтожить конкуренцию.

Таким образом, с макроскопической точки зрения, неограниченная и несправедливая торговля с Китаем не является полезной ни для кого, возможно, даже и для самого Китая. Однако с микроскопической точки зрения, импортёры китайской продукции или экспортёры в Китай просто хотят заработать деньги.

Так что для отдельной фирмы, которая торгует с Китаем, снижение стоимости торговли выгодно. Как следствие, дальнейшее смягчение ограничений на торговлю в китайском юане мелкими и крупными компаниями считается благом.

График: HSBC

График: HSBC

«Вслед за тем, как возможность ведения бизнеса с Китаем возрастает, американские компании могут воспользоваться преимуществами женьминьби (юаня), чтобы углубить отношения с поставщиками, найти новых поставщиков, или уменьшить свою уязвимость к колебаниям валютных курсов, — сказал Кевин Куинн, глава Корпоративного банкинга для HSBC в северной части штата Нью-Йорк. — Преимущества использования юаня в торговле с крупнейшей в мире торговой страной и вторым по величине после Канады торговым партнёром США нельзя недооценивать».

По данным нового исследования HSBC, на данный момент лишь 10% американских компаний используют юань для торговых операций, но 20% думают об использовании его в будущем.

Экономия

Исследование показало, что предприятия обеих сторон торговли имеют возможность сэкономить деньги, если смогут свободно совершать сделки в юанях. До недавнего времени это не позволялось.

По состоянию на данный момент, большинство американских компаний, которые импортируют товары из Китая, платят своим поставщикам в долларах. Они платят более высокую цену, потому что вынуждены подавать в свои банки торговые документы, чтобы обменять доллары на юани. Этот процесс требует времени и поэтому является рискованным, ведь доллар может упасть в цене. В результате поставщик возлагает эти издержки на импортёра.

«Если ты импортёр и платишь в долларах США, это хорошо известная практика, когда твой партнёр на материке соглашается на такой риск. Как часть принятия риска, возникает прибавочная стоимость сверх цены на твои товары», — говорит Дебра Лодж, руководитель развития бизнеса в юанях при HSBC в Северной Америке.

Это часть контроля Китаем за движением капитала, что предназначено для того, чтобы не давать людям выводить деньги за пределы страны и никак не связано с торговлей товарами или услугами.

На либерализованных рынках, таких как евро и доллар, компании могут просто открывать счета в коммерческих банках Европы и покупать евро на открытом рынке. Они могут платить своим поставщикам в евро по более низкой цене.

График: HSBC

График: HSBC

Китай движется в этом направлении с зарубежным юаневым рынком, который возник в Гонконге. Иностранная компания может открыть счёт в банке в юанях, тогда как обслуживающий банк расположен в Гонконге. Затем компания может использовать этот депозит, чтобы оплачивать импорт, перечисляя средства на банковский счёт экспортёра, даже внутри Китая. Но в отличие от транзакции в долларах или евро, поставщик не подвержен никакому валютному риску и может отправлять торговые документы в электронном виде, что экономит время.

Помимо оффшорного рынка в Гонконге, Китай движется в сторону снятия ограничений, создавая клиринговые банки в Европе, Азии и США. Эти банки могут напрямую торговать в этих странах в обход доллара США.

«Китай продолжает проводить реформы, направленные на снижение финансовых и бюрократических барьеров к использованию юаня, и лица, принимающие решения, всё больше ожидают его более широкого использования в международных транзакциях в долгосрочной перспективе», — отмечает Куинн.

Не резервная валюта

Однако большее использование китайского юаня в качестве торговой валюты не означает, что он вытеснит доллар в качестве мировой резервной валюты.

Мировая резервная валюта — это обычно используемая валюта, когда речь идёт об инвестировании состояния, накопленного благодаря торговле — копилка на чёрный день.

Центральные банки — это крайне консервативные инвесторы. Они хотят сохранить стоимость и быть в состоянии быстро продать свои активы в случае возникновения чрезвычайной ситуации.

Из-за военной и экономической силы США, центральные банки, как правило, с удовольствием инвестируют в гособлигации США — главная причина, почему рынок гособлигаций США является самым глубоким и ликвидным в мире.

С Китаем дело обстоит не так. Инвестиционные возможности в Китае часто рискованны (банковские депозиты), неликвидны (инфраструктура) или и то и другое (недвижимость) и не расцениваются как инвестиции центрального банка. Рынок ценных бумаг режима компартии настолько мал, что не сможет хранить резервы даже единственной страны среднего размера.

Но, что самое важное, финансовые рынки мирового уровня доверяют системе внутренних институтов, независимых от непредсказуемого вмешательства режима, и инвесторы требуют верховенства закона. США, несмотря на всё то, что они сделали, чтобы подорвать доверие к своим собственным учреждениям, по-прежнему на огромное количество лет опережают КНР, когда дело касается независимого регулирования, справедливой судебной системы и прозрачности.


Валентин Шмид, Великая Эпоха