ІСТИНА І ТРАДИЦІЇ

Экономические проблемы в России скрыл рост ВВП за счет военных расходов

Великая Эпоха
(shutterstock)

Экономика России резко восстановилась после спада в 2022 году, показали годовые данные в среду, но рост в значительной степени зависит от финансируемого государством производства оружия и боеприпасов и скрывает проблемы, которые препятствуют повышению уровня жизни россиян.

Президент Владимир Путин, который намерен переизбраться в марте, заявил, что экономика развивается и имеет запас прочности, достаточный для того, чтобы Россия могла успешно отойти от Запада в условиях санкций, введенных из-за вторжения в Украину.

Но российские экономисты говорят, что при всем нынешнем оптимизме надвигается стагнация или рецессия.

В среду Росстат опубликовал оценку роста ВВП на 3,6% после пересмотренного падения на 1,2% в 2022 году, но экономисты, с которыми общалось агентство Reuters, говорят, что эта цифра не дает представления об уровне жизни большинства россиян.

"Если оборонная компания создает ракету или снаряд, они где-то взрываются, и ВВП растет", — говорит экономист Сергей Хестанов. Но гражданская экономика получает очень мало выгоды от этого процесса".

"Советский Союз производил много танков и ракет, но люди этого не чувствовали".

Российский Центр макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (ЦМАКП) связывает около 60-65% роста промышленного производства за последние два года с войной в Украине.

Другие экономисты говорят, что Россия накачивает экономику одноразовыми непроизводительными инвестициями, которые приносят мало пользы в будущем.

"Производство в военно-промышленном комплексе, прямо говоря, выбрасывает деньги из экономики", — говорит экономист Александра Суслина. "Стандартные танки и бомбы — это то, что используется один раз и не приносит экономике никакой отдачи".

"Невозможно из останков танка создать высокотехнологичную машину, которая бы способствовала дальнейшему росту".

Международный валютный фонд ожидает, что в этом году российская экономика будет расти быстрее, чем у стран "Большой семерки", но медленнее, чем у развивающихся европейских экономик. Военные расходы поддерживали экономический рост воюющих стран на протяжении всей истории.

МВФ, чей прогноз в 2,6% превышает прогноз российского министерства экономики в 2,3%, заявил, что жесткий рынок труда в стране способствовал росту заработной платы. Теперь реальная заработная плата начала падать, отмечает ЦМАКП.

"Инфляция слишком высока, а финансовое положение компаний уже недостаточно надежно, чтобы быстро повышать зарплаты даже в условиях выраженного дефицита рабочей силы", — пишут экономисты ЦМАКП.

По их словам, ситуация с реальными располагаемыми доходами еще хуже: пенсии и пособия не полностью индексируются в соответствии с инфляцией, которая в 2023 году составит 7,4% после 11,9% в 2022 году.

Безработица находится на рекордно низком уровне 2,9%, при этом сотни тысяч людей за последние два года покинули Россию или ушли в армию.

По данным Росстата, индекс производительности труда в России (одна из ключевых целей Путина в области национального развития) в 2022 году снизился на 3,6% в годовом исчислении, что стало самым резким падением с момента окончания мирового финансового кризиса в 2009 году.

Данные по производительности труда за 2023 год будут опубликованы только в конце 2024 года, но предупреждения властей о нехватке рабочей силы указывают на то, что в прошлом году не было никакого подъема этого показателя.

Рост зарплат также сосредоточен в регионах и секторах, которые выигрывают от резкого увеличения расходов на оборону и безопасность в этом году (почти до 40% всех бюджетных расходов).

Дополнительным свидетельством напряженности российского рынка труда является рекордно высокий уровень загрузки производственных мощностей, который в последнем квартале 2023 года достиг 81% по сравнению с 80,7% кварталом ранее. Между тем высокая инфляция говорит о том, что экономика растет быстрее, чем это потенциально возможно, что вынуждает Центральный банк поддерживать высокие процентные ставки.

"Если мы будем пытаться ехать быстрее, чем предусмотрено конструкцией автомобиля, и давить на газ изо всех сил, то рано или поздно двигатель перегреется, и мы далеко не уедем", — заявила в декабре глава Центрального банка Эльвира Набиуллина. "Мы можем ехать быстро, но недолго".

Возможно, еще рано говорить о рецессии, считают эксперты ЦМАКП, но есть признаки того, что экономика начинает пробуксовывать, в таких секторах, как производство автомобилей и строительство.

МВФ ожидает, что в следующем году темпы роста российской экономики снизятся до 1,1%, что намного ниже, чем в передовых и развитых странах мира.

"Я не считаю нынешний экономический рост продолжительным и качественным", — говорит Надоршин. "Я вижу в нем предвестник приближающегося экономического кризиса, возможно, первого с 2004 года, для которого может даже не понадобиться внешний шок".