Ученые обнаружили расплавленный слой вокруг ядра Марса

Сейсмометр InSight на марсианской поверхности на одном из последних снимков, сделанных марсианским зондом InSight 11 декабря 2022 года. (NASA/JPL-Caltech)

Сейсмические волны, возникшие в результате падения метеорита на Марс, где находится посадочный аппарат НАСА InSight, дали ученым новые сведения о недрах Красной планеты.

Новые данные указывают на наличие до сих пор неизвестного слоя расплавленной породы, окружающего жидкое металлическое ядро, которое меньше и плотнее, чем предполагалось ранее, заявили в среду исследователи, цитирует Reuters.

Волны, генерируемые землетрясениями, в том числе вызванными ударами метеоритов, отличаются по скорости и форме при прохождении через различные материалы внутри планеты.

Метеоритное столкновение, произошедшее 18 сентября 2021 года в марсианской высокогорной области Темпе-Терра, вызвало землетрясение магнитудой 4,2 и оставило кратер шириной около 130 м. Столкновение произошло на противоположной от места нахождения InSight стороне Марса в равнинной области под названием Elysium Planitia.

"Важность удара с другой стороны заключается в том, что он вызвал сейсмические волны, которые прошли через глубокие недра планеты, включая ядро. Ранее мы не наблюдали сейсмических волн, проходящих через ядро. Мы видели только отражения от верхней части ядра, — говорит планетолог Амир Хан (Amir Khan) из ETH Zürich (Швейцария), ведущий автор одной из двух научных работ, посвященных новым результатам, опубликованным в журнале Nature.

Поведение волн указывает на то, что вокруг ядра на дне внутренней части планеты, называемой мантией, находится частично или полностью расплавленный силикатный слой толщиной около 150 км.

Исследователи также пересчитали размеры ядра, обнаружив, что его диаметр составляет около 3 350 км, а объем примерно на 30% меньше, чем считалось ранее.

В отличие от Марса, Земля, по словам исследователей, не имеет расплавленного слоя вокруг своего ядра.

"Расплавленный и частично расплавленный слой состоит в основном из силикатов (породообразующих минералов), обогащенных железом и радиоактивными тепловыделяющими элементами по сравнению с вышележащей твердой мантией", — сказал Анри Самуэль, планетолог из французской национальной исследовательской организации CNRS, работающий в Институте физики глобуса Парижа, и ведущий автор второго исследования.

Марсианское ядро состоит в основном из железа и никеля, а также содержит некоторые более легкие элементы, такие как сера, кислород, углерод и водород. Исследователи пришли к выводу, что эти легкие элементы составляют около 9-15% состава ядра по массе, что ниже, чем предполагалось ранее.