ІСТИНА І ТРАДИЦІЇ

Сбылось ли предсказание упадка религии на Глобальном Западе после окончания Холодной войны?

Великая Эпоха
Михаил Горбачёв (1931-2022) и Фрэнсис Фукуяма.

Почему в конце 1980-х и в 1990-е годы во Франции, Японии, Тайване и других демократических странах почти одновременно проявилась враждебность религиозной свободе? Очевидно, что единого ответа нет.

                                                                          

В 1985 году Михаил Горбачев стал генеральным секретарем Коммунистической партии Советского Союза и объявил о существенных реформах. Начатый им процесс в итоге привел к падению Берлинской стены в 1989 году и распаду Советского Союза в 1991 году. Хотя внутри Советского Союза Горбачев имел несколько иной имидж, чем на Западе, я помню эйфорию, вызванную его приходом и последующими событиями в Восточной Европе. В 1992 году это настроение было отражено в знаменитой книге Фрэнсиса Фукуямы «Конец истории», впоследствии широко высмеянной, хотя ее содержание не было наивным.

Преобладала теория, что история закончилась, и мир или, по крайней мере, так называемый «глобальный Запад» единодушно примет ценности демократического, светского и прогрессивного общества. Признавалось, что «глобальный Восток» и «глобальный Юг», включая исламский мир, азиатские страны, Африку, Латинскую Америку и Восточную Европу, останутся разными, но многие считали, что это лишь вопрос времени, когда и они примут победоносную светскую и либеральную идеологию. Китай, как предсказывали, станет демократическим благодаря бизнесу и торговле. Все эти предсказания оказались неверными.

Также тверждалось, что религия на глобальном Западе во время холодной войны служила для обозначения идентичности и защиты от угрозы атеистического советского коммунизма. После исчезновения последнего потребность в религии значительно снизится. Не только ученые, но и либеральные политики и журналисты повторяли эту теорию снова и снова.

Поначалу казалось, что они правы. По разным причинам, большинство из которых не были связаны с окончанием холодной войны, крупнейшие христианские церкви Запада начали терять прихожан и престиж, в частности, из-за первых скандалов с сексуальным насилием и ожесточенных внутренних споров по таким моральным вопросам, как аборты и гомосексуальность, последовавших за революцией западных сексуальных нравов после 1960-х годов.

Однако произошло нечто совершенно неожиданное. В то время как на глобальном Западе католическая церковь и исторические протестантские церкви теряли своих членов, менее традиционные религии значительно выросли. К ним относятся «старые» новые религиозные организации, такие как Свидетели Иеговы, некоторые пятидесятнические деноминации или мексиканская организация La Luz del Mundo, а также новые религиозные движения, такие как Церковь саентологии или Церковь объединения. Церковь объединения оставалась сравнительно небольшой, но имела значительное политическое влияние, особенно в Японии. Были основаны и совершенно новые религии, и некоторые из них оказались довольно успешными. На Тайване после отмены военного положения некоторые религиозные и духовные группы, в том числе Тайцзи Мень, приобрели известность.

Большое собрание Свидетелей Иеговы. (JW.org)

Это шло вразрез с распространенными прогнозами и сильно обеспокоило либеральных политиков и интеллектуалов, объявивших о гибели религии на глобальном Западе. Их ответ заключался в том, что на самом деле не существует успешных новых религий. Возможно, они и были успешными, но это были вовсе не религии, а нечто иное: «культы», «мошенничество», политические или даже преступные группировки, замаскированные под религии.

Используя уже существовавшие кирпичики, которые в конце 1980-х и 1990-х годов были собраны в полноценную теорию и приняты некоторыми правительствами, они создали международную антикультовую идеологию.

Во-первых, «культы» не являются религиями. Не будучи религиями, они не имеют права на религиозную свободу.

Во-вторых, они не являются религиями, потому что, в отличие от религий, в них не вступают свободно. Их лидеры используют «промывание мозгов», «ментальное манипулирование» или «психологическое подчинение», чтобы заманивать своих «жертв». Эта теория была быстро опровергнута учеными. Например, саентологию продолжают использовать правительства. Она включена в законы и правила, от Франции до Японии.

В-третьих, мы должны верить тем бывшим членам, которые превратились в противников движений, которые они покинули, и утверждают, что им «промыли мозги».

Немецкие, канадские и итальянские антикультисты на антикультовой конференции в России.

Эта модель не имеет никакой научной ценности и служит лишь политическим инструментом для дискриминации групп, которые не нравятся каким-то лобби или властям. Однако она очень удобна для тех, кто хочет увековечить миф о том, что на глобальном Западе после холодной войны религия находится в упадке, а торжество прогрессивных, либеральных и светских ценностей неизбежно и необратимо.

Идеологи опасны. Если реальность не соответствует их идеологии, они обычно берут молот — или серп и молот, если речь идет о коммунистах, — и начинают бить по реальности. Когда вы сильно бьете по реальности, обычно выступает кровь.

По материалам BITTER WINTER