ІСТИНА І ТРАДИЦІЇ

Независимый следователь ООН впервые смог посетить заключенных Гуантанамо

Великая Эпоха
Закрытый лагерь X-Ray. (Charles Dharapak/AP Photo)

Впервые с момента открытия тюрьмы на Кубе в 2002 году президент США разрешил посетить ее независимому следователю ООН Фионнуале Ни Аолаин.

В интервью The Associated Press она сказала, что, правда, приехала слишком поздно, потому что после терактов 11 сентября, унесших жизни почти 3 000 человек, там содержалось в общей сложности 780 мужчин-мусульман, а сегодня их осталось всего 30.

ООН в течение многих лет пыталась прислать независимого следователя, но ей отказали администрации Джорджа Буша-младшего, Барака Обамы и Дональда Трампа.

Ни Аолаин похвалила администрацию президента Джо Байдена за то, что она допустила "критические голоса" в учреждение. Она выразила надежду, что другие правительства, не пускающие специальных следователей ООН, последуют примеру Байдена.

В своем докладе, опубликованном 26 июня, Ни Аолаин заявила, что, хотя нападения 11 сентября 2001 года были "преступлениями против человечности", обращение с заключенными в Гуантанамо было неоправданным. Подавляющее большинство из них были доставлены туда без причины и не имели никакого отношения к террористическим атакам, написала она, добавив, что все оставшиеся в живых мужчины страдают от психологических и физических травм.

Администрация Байдена, которая заявила о своем желании закрыть тюрьму в Гуантанамо, в заявлении, приложенном к докладу, сообщила, что выводы Ни Аолаин "являются исключительно ее собственными" и "Соединенные Штаты не согласны в существенных аспектах со многими фактическими и юридическими утверждениями", но они внимательно изучат ее рекомендации.

В интервью AP на прошлой неделе Ни Аолаин рассказала, что весь американский персонал обязан обращаться к заключенным по их порядковому номеру, а не по имени, что она назвала "дегуманизацией".

Ни Аолаин сказала, что ее особенно беспокоит судьба трех задержанных, которым не были предъявлены обвинения и которые "живут в полном правовом тумане", что "совершенно не соответствует международному праву". Остальные 16 человек получили разрешение на выезд, но не нашли страны, готовой их принять, а дела 11 человек все еще находятся на рассмотрении в военных комиссиях США.

Когда задержанных привели на встречу с ней, на них были кандалы, что, по ее словам, не является стандартной процедурой даже для тех, кто осужден за терроризм. По ее словам, согласно международному праву, людей нельзя заковывать в кандалы, за исключением случаев, когда это необходимо по соображениям безопасности, и, по ее мнению, в Гуантанамо это должно быть запрещено и использоваться только в крайнем случае, в исключительных обстоятельствах.

"Вы имеете дело с пожилым уязвимым населением, которое находится в заключении", — сказала Ни Аолаин.

"Эти люди, поскольку они являются жертвами пыток, испытывают трудности с концентрацией внимания, у них есть проблемы с повторяющимися воспоминаниями, соматическими болями. Многие из них испытывают трудности с передвижением и другие проблемы", включая постоянную инвалидность, травматические повреждения мозга, хронические боли, проблемы с желудочно-кишечным трактом и мочеиспусканием, добавила она.

Ни Аолаин сообщила, что принудительное кормление было постоянной практикой в ответ на их голодовки.

Она приветствовала "экстраординарное заявление" Байдена 26 июня, в Международный день в поддержку жертв пыток, в котором он подтвердил, что США выступают "против всех форм бесчеловечного обращения и нашу приверженность искоренению пыток и оказанию помощи жертвам пыток в их исцелении и поисках справедливости".

Ни Аолаин отметила, что у заключенных есть некоторые привилегии — они могут смотреть телевизор и читать книги, есть языковые курсы, некоторые возможности для изучения компьютеров и уроки искусства.

Она сказала, что "очень рада" тому, что администрация Байдена недавно решила разрешить заключенным забирать с собой столько произведений искусства, "сколько это практически возможно", когда они покидают тюрьму.

"Это творчество чрезвычайно важно для этих людей", — сказала она, отметив, что один из заключенных, недавно вернувшийся в Пакистан, несколько недель назад устроил художественную выставку в Карачи.

В докладе Ни Аолаин содержатся многочисленные рекомендации по реабилитации после пыток, а также по дополнительному образованию и подготовке, особенно для тех, кому разрешено покинуть страну.

"Эти люди собираются выйти в мир", — сказала она. "Многие из них были молодыми людьми, когда их задержали и отправили в тюрьму Гуантанамо на Кубе. Теперь они стали стариками, мужчинами среднего возраста, которые должны понять, как вернуться в жизнь, и многие из них испытывают огромную тревогу" по поводу обеспечения своих семей и отцовства после стольких лет.