ІСТИНА І ТРАДИЦІЇ

Международное уголовное право должно помочь Украине сейчас, а не после войны — Александра Матвийчук

Великая Эпоха
Золотая медаль Нобелевской премии. (Fernando Vergara/AP Photo)

Украина стремится сделать то, чего мир еще никогда не делал: судить лидеров страны за агрессию, которую они совершают прямо сейчас.

Многие политики до сих пор смотрят на мир через призму Нюрнбергского процесса, где судили нацистских чиновников, но уже после того, как режим рухнул. Нарратив таков: «Давайте подождем до конца войны», — говорит Александра Матвийчук, директор украинского Центра гражданских свобод, который в прошлом году получил Нобелевскую премию мира.

«Я считаю, что это неправильный подход, потому что правосудие должно быть независимым от геополитических интересов [стран]. Правосудие должно быть независимым от масштабов власти путинского режима», — сказала она в интервью Al Jazeera.

«Мы не можем ждать. Мы должны создать трибунал сейчас и привлечь его режим к ответственности».

«Когда я разговаривала с жертвами войны за последние девять лет, они говорили мне, что преступники были полностью уверены в том, что останутся безнаказанными», — сказала она.

В этом месяце независимая комиссия по расследованию, действующая по поручению Совета по правам человека ООН, установила, что российские власти совершили «многочисленные нарушения международного гуманитарного права», включая «умышленные убийства, пытки, бесчеловечное обращение, незаконное заключение и изнасилования».

Центр гражданских свобод утверждает, что задокументировал 34 000 таких преступлений, а генеральный прокурор Украины выявил до 77 000.

17 марта Международный уголовный суд (МУС) в Гааге предъявил Путину обвинения «в военном преступлении — незаконной депортации [украинских] детей» в Россию.

Украина заявляет, что подтвердила факт похищения более 19 000 детей и считает эту политику частью попытки геноцида.

Россия отрицает эти обвинения.

«Путин говорит, что Украина не имеет права на существование — украинской нации не существует», — сказала Матвийчук.

«Наряду с интерпретацией этого заявления российскими пропагандистами, которые говорят, что украинцев нужно либо перевоспитывать, либо убивать, запрет украинского языка, культуры, истории на оккупированных территориях и уничтожение там украинской элиты — священников, журналистов, местных мэров, депутатов, правозащитников, волонтеров, активных людей территориальной общины — все это вместе демонстрирует нам эту политику геноцида», — утверждает она.

Хотя Путин вывел Россию из МУС в 2016 году, суд обладает юрисдикцией в отношении преступлений, совершенных на украинской территории, поскольку Украина приняла его в 2013 году.

Передача дел об агрессии в МУС должна быть одобрена Советом Безопасности ООН, где постоянные члены Китай и Россия, скорее всего, наложат вето.

Последним шагом Украины является попытка лишить Россию права вето в качестве постоянного члена Совета Безопасности ООН.