ІСТИНА І ТРАДИЦІЇ

Обзор документального фильма «Тибет в песне»

Великая Эпоха

Победитель фестиваля независимого кино в Сандэнс: «Тибет в песне» получил специальный приз независимого кино в Сандэнс, и недавно был показан на Международном фестивале азиатско-американских фильмов. Фото: Guge Productionds
Победитель фестиваля независимого кино в Сандэнс: «Тибет в песне» получил специальный приз независимого кино в Сандэнс, и недавно был показан на Международном фестивале азиатско-американских фильмов. Фото: Guge Productionds
Фильм Нгаванга Чоэфеля  можно назвать первым документальным фильмом, снятым в течение последних шести с половиной лет.  На такой срок Нгаванг  был заключен в тюрьму коммунистическим режимом, за запись тибетских народных песен. Конечно, они назвали это шпионажем.  Эта история началась, когда этномузыкология вышла за рамки  личного увлечения Нгаванга, и, в конце концов,  привела к созданию фильма «Тибет в песне», недавно показанному на азиатско-американском Международном фестивале фильмов.

Рожденный в Тибете, с  2-х лет Нгаванг жил с матерью в изгнании. Однако посещение Тибетского института Исполнительных видов искусства Далай-ламы, привило Нгавангу любовь к традиционной музыке его страны, занятие которой стоило ему свободы. Хотя его мать отговаривала от этого, он возвратился в Тибет в надежде собрать и записать традиционные песни прежде, чем они будут потеряны для будущих поколений.

В Лхасе Нгаванг обнаружил, что тибетская культура, религия и язык находятся под неофициальным запретом. Однако подобно тибетцу Алану Ломаксу, он нашел жителей провинции, людей старшего поколения, готовых исполнить для экранизации песни и музыку своих предков. Однако по дороге в Дава Нгаванг был арестован, а его фильм конфискован.
 
В течение нескольких лет он подвергался насилию и оскорблениям в тюрьме. Но Нгаванг не оставил свое намерение утвердить традиции исполнения тибетских песен. Под давлением международной кампании, организованной матерью Нгаванга, китайское правительство смягчилось, и освободило режиссера. Оказавшись на свободе, он создал совсем другой фильм, не тот, который предполагал в начале.

«Тибет в песне» - замечательный фильм во многих отношениях. Он иллюстрирует непредсказуемый характер документального кино, когда события приобретают драматический оборот. Фильм также подтверждает пугающее уничтожение коммунистическим режимом древнейшей в мире культуры. Особенно беспокоят Нгаванга показательные щоу  тибетской культуры, организуемые китайским правительством, в которых полно партийной пропаганды, но нет настоящей тибетской музыки. Как в произведениях Оруэлла они прикладывают все усилия для того, чтобы буквально переписать тибетскую культуру.

Фильм начинается как интересный обзор тибетских песен, но становится захватывающим расследованием судьбы оккупированной нации. Нгаванг и другие бывшие тибетские заключенные, у которых он брал интервью, рассказали истории, связанные с  традиционной музыкой. Это был превосходный выбор для Фестиваля азиатско-американских фильмов, который завершился в прошлые выходные.

Джо Бендель. Великая Эпоха