ІСТИНА І ТРАДИЦІЇ

Значимость живописи 19 века

Великая Эпоха
Доклад Фреда Росса о значимости живописи маслом, представленный на Американской встрече 5 мая 2006 года. 99% живописи, периода с 1850 по 1900, не была живописью импрессионизма или постимпрессионизма. Картины писались в академическом стиле, какой преподавался в большинстве Академий и они ежегодно выставлялись на европейских выставках, особенно в парижских салонах.

«Девственница с ангелами» или «Песня ангелов», Уильям Бугуеро, 1881, холст, масло, музей в Мемориальном парке Глендейле, Калифорния. Фото с сайта artrenewal.org
«Девственница с ангелами» или «Песня ангелов», Уильям Бугуеро, 1881, холст, масло, музей в Мемориальном парке Глендейле, Калифорния. Фото с сайта artrenewal.org
Слова «академическое искусство» имели тогда нарицательный смысл и осуждались за мелочность, банальность, считались мирскими и не вдохновенными. Хотя «академический» означает высоту достижений и в обучении, и в исполнении, глубокую преданность методологии и приоритет перед достижениями предыдущих поколений.

По идее, прошлые достижения должны были получить достойную оценку, и должны были быть художники, продолжающие развивать традицию, повышая технику выражения, выходя на еще более высокие уровни.

Но педагоги абстракционистского течения нарекли академическое искусство «официальным», репрессивным по сути, узким и поверхностным. Полная противоположность правде, однако.

Я покажу, что академические художники 19 столетия, Уильям Бугуерео особенно, были не только современны и шли в ногу с главной исторической канвой искусства, но и непосредственно развивали его. Они трудились над тем, что в конечном итоге будут считать самым важным перекрестком в истории, когда человечество после бесчисленных поколений рабов, вассалов и рабов, отбросит цепи и воссоздаст общество на демократических основах. Они трудились, используя свое творческое слово в недавно найденной политической философии.

Художников, в отличие от писателей и поэтов тех времен, не только неверно представили в учебных школьных пособиях, но преднамеренно порочили и в статьях, и в каталогах, и даже учебных справочниках и художественной литературе.

Все написанное в то время можно растолковать как массовую пропаганду лидирующих модернистов, явно преследующих свои интересы. Интересы модернистов далеки от большого искусства, истории, традиционного образования. Но нам ведь необходимо с чувством ответственности отнестись к следующему поколению.

Значимость - этим словом часто злоупотребляли критики, пытаясь отнести художников и писателей в «прогрессивные» силы истории искусства. Оценка значимости художника в истории упорно передавалась в течение столетия, начиная с раннего Ренессанса.

Исследуя период, начиная примерно с 1840 года, ученые 20 века отменили все нормальные критерии для оценки, описания и ведения хроники истории искусства.

Поэтому имена многих больших и опытных художников того времени были потеряны или недооценены. Только до середины 19 столетия выдающиеся или почти выдающиеся художники получили оценку своего творчества по заслугам, и по праву вошли в историю искусства.

«Девственница с ангелами» или «Песня ангелов», Уильям Бугуеро, 1881, холст, масло, музей в Мемориальном парке Глендейле, Калифорния. Фото с сайта artrenewal.org
«Девственница с ангелами» или «Песня ангелов», Уильям Бугуеро, 1881, холст, масло, музей в Мемориальном парке Глендейле, Калифорния. Фото с сайта artrenewal.org
Почти все учебники по искусству середины 20 столетия, переписали историю 19 столетия, соответствуя интересам и предубеждениям модернистского искусства, которое видит мир через кривую линзу.

Такая линза может оценить важность только тех работ, которые сломали традиционные правила оценки. Художественная история через такую линзу выглядит, как длинный марш «крупных достижений» импрессионизма, идущий вперед сквозь потоки разных течений к абстракционизму, со скрипучим религиозным пылом поддерживая создателей «новой истории», которая должна быть обязательно самой грандиозной среди всех бывших и существующих стилей и форм искусства.

Одна из целей этого разговора - показать истинное место модернизма в истории искусства и сделать его предметом обсуждения, задав вопрос любой практике, анализирующей историю искусства, не преднамеренно ли она искажает понимание того, что произошло на самом деле.

Это и есть принципиальный подход к истории - не потерять навсегда истинные факты из-за вторжения преходящих предубеждений и вкусов данной эпохи. Такая потеря чуть не произошла с репутацией Уильяма Бугуерео и другими большими академическими художниками 19 столетия.

Немного осталось свидетелей, у кого можно сегодня спросить о тех временах. Но, к счастью, горы информации доступны для ясного, беспристрастного, ответственного и справедливого ученого подхода, способного анализировать исторические факты. Следуя этим принципам, есть возможность не поддаться различным влияниям, и не ошибиться, выдавая желаемое за действительное.

Именно такой подход должен быть для того чтобы история искусства стала ученой областью, чтобы уметь различать среди архивных документов те, которые освещают рыночный спрос и те, которые передают и сохраняют истинные художественные ценности.

Преуспевающие дилеры, сделавшие капитал на продаже картин рыночного спроса, писавшиеся всего за несколько часов, чтобы избежать больших неприятностей, выстроили свою сложную, завуалированную терминологию, так называемый «жаргон знатоков», выдавая его за блестящий анализ, с целью отгородиться пожарными перегородками от настоящих знатоков искусства.

Владельцы рынков создавали трактаты пропаганды на «жаргоне знатоков», которые гарантировали им финансовую защиту. «Жаргон знатоков» - форма приспособления, использующая застенчиво сложный и замысловатый лепет, чтобы произвести впечатление, гипнотизировать, и, в конечном счете, заставить человеческую интуицию замолчать так, чтобы она не смогла себя проявить при анализе картин и впечатления от них.

Это авторитетное промывание мозгов путает наши мысли, хотя в другой ситуации любой нормальный человек подверг бы их сомнению.

Высокие «авторитетные» персоны, «авторитетные» книги и печать, «авторитетные» свидетельства аккредитации прикрепились к именам сторонников модернизма, которые сговорились производить впечатление, принижая здравый смысл, который восстал бы против очевидной ерунды, если бы она не исходила из уст и рук высоких «авторитетов» и не повернулась бы к ним спиной.

В конце концов, восхваленный лестью, заплаченной за нее артистическим обманом в качестве канистры экскрементов, жаргон был признан как бойкий художественный сленг. Вначале он лился струйкой, а потом полился целым потоком. Похоже на невинный крик ребенка, переросший в лишенный дара речи шум подхалимов.

Мягко говоря, «голый король», парящий над толпой.

Теперь я могу сказать, что худшее позади, поскольку произошла революция, пробудившая толпу от сна, почти потерявшей эстетическую чувствительность. К счастью, эта чувствительность неразрывно связана с человеческим достоинством.

Правда, кто действительно не потерял чувство человеческого достоинства, находит работы Уильяма Бугуерео потрясающе выполненными. Он, родившийся в 1825 году, сразу после американских и французских Революций (события, которые больше других воплотили крупные достижения эпохи Просвещения), был одним из ведущих художником своего времени.

Работа ведущих художников 19 века шифровала достижения человечества и соединяла промежуточные звенья столетий. Человеческими обществами управляли императоры и короли, они были помазаны на престол божественным согласием на цивилизацию, основанную на силе закона, где управление ведется по законам, установленным правителем и с его согласия.

Фред Росс - председатель и основатель Художественного Центра Возобновления. Он удостоен степени магистра искусствоведения в Колумбии, лектор, преподаватель, коллекционер, художник, признанный исследователь искусства 19 века, писатель.