ІСТИНА І ТРАДИЦІЇ

Возвращение в Санкт-Петербург. «Дягилев. Постскриптум»

Великая Эпоха
Петербург. Фото: Pascal Le Segretain/Getty Images
Петербург. Фото: Pascal Le Segretain/Getty Images
Успехом завершился новый фестиваль искусств, названный «Дягилев. Постскриптум», посвященный 100-летию «Русских сезонов в Париже».

Русская фигура Возрождения

Художественный руководитель фестиваля, директор Музея театрального и музыкального искусства Наталья Метелица назвала Дягилева «абсолютной производной петербургской культуры 1900-х годов».

Сергей Павлович Дягилев (1872-1929) родился в Новгородской губернии в генеральской семье. В Петербурге он оканчивает университет по факультету права, одновременно учится композиции у Н. А. Римского-Корсакова. Входит в мир любителей и почитателей искусства.

По творческому диапазону Дягилев – фигура возрожденческого размаха. Он – издатель, редактор, коллекционер, один из создателей художественного объединения и журнала «Мир Искусства». Его дар предпринимателя проявился в устройстве выставок и спектаклей в России и за рубежом. С 1907 года он начал ежегодные «Русские сезоны за границей»: симфонические концерты, на которых выступили Римский-Корсаков, Рахманинов, Глазунов, Шаляпин. 1909 год стал первым оперно-балетным сезоном в Париже, завершившимся всеобщим признанием русского театра. Благодаря Дягилеву, Европа увидела и оценила Анну Павлову, Вацлава Нижинского, Тамару Карсавину и Михаила Фокина.

Резонанс через 100 лет

В 2009 году в Париже и Ницце прошли выставки, посвященные Дягилеву. В Петербурге фестиваль «Дягилев. Постскриптум» включил несколько выставок в ведущих музеях, балы, международную конференцию, концерты.

Оставим профессиональным искусствоведам соревноваться в оценках на страницах их журналов, предоставим слово петербурженке Светлане Ивановой, большому любителю балета. Она побывала почти на всех мероприятиях фестиваля:

«Выставка в Русском музее «Дягилев. Начало», где впервые показали занавес Бакста к «Элизиуму», органично передала сам дух эпохи начала XX века. Даже фрагментарный показ трех первых выставок Дягилева дает ясное представление о его безошибочном чувстве прекрасного. Он сумел в частных коллекциях отобрать лучшие вещи для показа в Таврическом дворце, на русско-финляндской выставке и в Париже, где они имели огромный успех. Понимаете, какими организаторскими способностями был наделен этот человек?

Известно, что «Русские сезоны» оказали огромное влияние на мировое балетное искусство. Из трех вещей Гамбургского балета Джона Ноймайера особое впечатление оставил балет «Vaslaw». Труппа, ведомая творческой фантазией хореографа, показала отличный спектакль, полный человеческих эмоций и первоклассного балета. Это подтверждали щедрые аплодисменты благодарной публики, вспоминавшей Нижинского.

Настоящим апофеозом этого праздника искусств стал Гала-концерт звезд мирового балета в Александринском театре. Фрагменты балетов хореографов разных стран зримо продемонстрировали, как «Русские сезоны» изменили мировой балет. Шахерезада в исполнении Дианы Вишневой – поистине «факсимильное издание» ее творца М. Фокина. Проникновенной и изысканной была Ульяна Лопаткина в «Гибели розы» в хореографии Р. Пети. Ее утонченность не оставила равнодушных в зале. Молодые солисты Сарафанов и Терешкина безукоризненно, в невероятно сложной технике исполнили классическое pas-de-deux. Это радует – традиция русского балета существует и будет сохраняться.

Хочется увидеть следующий дягилевский фестиваль, как и обещают устроители, через два года. Спасибо за балетный праздник».

Татьяна Серебрякова. Великая Эпоха