ІСТИНА І ТРАДИЦІЇ

Убит из-за цвета кожи или как в Украине борятся с расизмом

Великая Эпоха
Афро-американец. Фото: Mario Tama/Getty Images
Афро-американец. Фото: Mario Tama/Getty Images
Майкл - дипломат в посольстве Нигерии. За последнее время его трижды избили. Он был влюблен в Украину, теперь же думает, как поскорее уехать отсюда с женой и двумя детьми. Говорит, что нацисты изменили свою тактику - ранее они только избивали, сейчас же идут до конца и забивают человека другой расы до смерти.

«Меня били девушки в центре Киева»

Майкл живет в Украине уже 8 лет. Он приехал в Киев изучать международную экономику, позже устроился работать в посольство Нигерии, встретил любимую девушки и женился. Сейчас он вместе с женой воспитывает четырехлетнего Диму и годовалого Пашу. Пока что мальчики говорят с папой только на русском языке.

Майкл планирует дать детям вторые имена, английские. Он опасается, что в школе из-за славянских имен их будут высмеивать, издеваться или же, как их отца, просто побьют. Ведь в Украине крепнет расовая нетерпимость…

Майкл рассказывает, что за последнее время его избили три раза. Один раз - в Чернигове, а два - в Киеве. «В Чернигове, когда я с разбитым лицом обратился в милицию и захотел подать в суд, мне сказали, что для этого необходима справка из больницы. В больнице же ни один врач не захотел меня принять. Я понял, что им уже позвонили из милиции, чтобы они мною не занимались», - вспоминает Майкл.

В Киеве на дипломата напали днем возле главпочтамта... Он не сопротивлялся, а прохожие делали вид, что ничего не замечают. А последний раз Майкла избили… девушки, тоже в центре Киева, в то время, как их парни просто наблюдали за реакцией Майкла, готовясь в любой момент заступиться за своих «дам».

При этом Майкл ни разу не ответил ударом на удар. Говорит, что единственный метод, как он может избегать нападения, это выполнять рекомендации нигерийского посольства: после семнадцати на улицу не выходить, вечером не посещать ни кино, ни бары, ни казино, а еще не обнимать и тем более не целовать своих жен и девушек в людных местах.

Борьба государственная против борьбы расовой

По сведениям правозащитных организаций за последний год в Украине значительно выросла расовая нетерпимость. По данным Хельсинского союза по правам человека в 2007 году зафиксировано в пять раз больше случаев нападений на расовой почве по сравнению с 2006 годом. А за первые четыре месяца 2008 года – в 2 раза больше, чем за весь 2007 год.

Не так давно в МВД создано специальное подразделение по криминальному розыску, которое занимается расследованием преступлений, совершенных на расовой и этнической почве. В этом году появились уже первые судебные решения по 161 статье Криминального кодекса Украины за умышленные действия, направленные на разжигание национальной и религиозной вражды. Соответствующее подразделение создано и при СБУ.

Инна Сухорукова, член Харьковской правозащитной группы считает, что проблема ксенофобии всплыла за последнее время в связи с увеличением свободы слова. Но в отличие от других демократических государств, правоохранительные органы никак не реагируют на грубые высказывания. «Например, в Америке будут применены санкции только лишь за фразу «Я не люблю негров», а в Германии – за отрицание Холокоста. В Украине  - даже лидеры политических партий позволяют себе ксенофобские высказывания», - рассказывает Инна Борисовна.

Правозащитники разделяют два вида ксенофобии. Первый – расовая нетерпимость, навязываемая через государственные органы (этнический профайлинг). «Такой вид ксенофобии распространен в России по отношению к этническим группам – чеченцам или кавказцам. Они находятся под пристальным вниманием правоохранительных органов. Таких людей часто останавливают на улице и проверяют их документы либо даже задерживают по этническому признаку. В Украине милиция также произвольно задерживает иностранцев. При этом нередко требует от них денег», - говорит г-жа Сухорукова.

Другой вид ксенофобии характеризует отношение самих граждан к иностранцам. И уровень такой расовой дискриминации за последнее время в нашей стране значительно вырос. Согласно исследованиям, наиболее агрессивно украинцы относятся к цыганам, на втором месте – лица кавказской национальности, на третьем – китайцы, африканцы, вьетнамцы. Также наблюдается ухудшение отношения к евреям.

Инна Сухорукова объясняет рост ксенофобских настроев разочарованием украинцев в демократии, что приводит их к желанию изолироваться. В то же время, она утверждает, что у нас ксенофобия находится на среднеевропейском уровне.

Все дальше от Европы

Хотя многим украинцам не нравятся «черные», «желтые» или «коричневые», люди другой национальности приносят немалые деньги нашей стране.

Проректор по международным связям Европейского университета Серафима Ризниченко утверждает, что ежегодно иностранные студенты пополняют украинскую казну на 1 млрд. долларов. «В Америке обучение иностранных туристов – отдельное сектор бизнеса. Это - имидж страны. Выучившись в Украине, иностранные студенты возвращаются в свои страны, где занимают высокие должности, и в дальнейшем развивают экономическое сотрудничество с Украиной. Например, бывший марокканский студент, выучившийся в Украине, сейчас у себя на родине является замминистра иностранных дел», - рассказывает г-жа Ризниченко.

Женщина вспоминает, как недавно, после убийства иностранного студента из Саудовской Аравии мама одного из учащихся, приехавших из этой страны, прилетела за ним в Киев и забрала сына на родину.

Кроме материальных выгод, отношение украинцев к людям другой национальности прямо определяет отношение Запада к Украине.

Amnesty International, проведя исследование расовой дискриминации в Украине, считает, что несмотря на меры, принятые украинским правительством по борьбе с расизмом и ксенофобией, Украина сделала недостаточно в этой области. Чиновники по-прежнему отрицают существование проблемы расовой дискриминации, допуская, однако, что
имеет место «бытовой расизм» и происходят «отдельные случаи». Зачастую виновников наиболее жестоких нападений власти называют «скинхедами». И хотя наиболее заметные проявления расизма в Украине — жестокие нападения — совершаются молодыми людьми, относящими себя к субкультурам, гораздо большее число людей подвергаются запугиванию, дискриминации и злоупотреблению властью как раз-таки со стороны должностных лиц или же рядовых украинцев, считают представители Amnesty International. Они также утверждают, что Украина не выполняет свои обязательства в рамках международного права в области прав человека - о пресечении расовой дискриминации.

Все против расизма

И правозащитники, и жертвы расовой дискриминации в один голос говорят - для борьбы с ксенофобией в Украине необходима государственная программа, необходимо желание власти и самого народа что-то изменить. «Идеи расовой терпимости должны продвигаться, начиная со школы, а ксенофобские настроения должны стать просто немодными и глупыми», - считает Инна Сухорукова.

Майкл же предлагает начать хотя бы с того, что изменить обращение к людям его национальности. Он считает себя «африканцем» или «темнокожим», но никак не «негром» или «черным». Его дети пока еще не слышали в свой адрес обидных высказываний. Майкл надеется, в ближайшее время украинские власти возьмутся за разрешение этой проблемы и люди различных национальностей смогут спокойно жить на территории Украины.