ІСТИНА І ТРАДИЦІЇ

«Тогда я считала сталинизм лишь отклонением от коммунизма»

Великая Эпоха
«В 1989 году, после бархатной революции, мне пришло в голову собрать все книги, которые были запрещены в ГДР для того, чтобы рассказать о преступлениях коммунизма. Мне хотелось узнать, что так очаровывало в коммунизме интеллектуалов 20-30-х годов? Почему они посещали Советский союз, страну крестьян и пролетариев? Откуда у студентов 60-70-х было такое восхищение перед Мао, в чем была причина этого? Мне очень хотелось это узнать», - так председатель общества мемориальной библиотеки памяти жертв сталинизма Урсула Попиолек начала рассказ о «своей» библиотеке посреди Берлина.

Урсула Попиолек, председатель общества мемориальной библиотеки, посвященной жертвам сталинизма. Фото: общество мемориальной библиотеки
Урсула Попиолек, председатель общества мемориальной библиотеки, посвященной жертвам сталинизма. Фото: общество мемориальной библиотеки
На почти заколдованном месте у церкви св. Николая расположился мир книг, уютно оснащенный креслами и столиками. На первый взгляд трудно поверить, что здесь собрано множество задокументированных историй - страданий 20 века.

«Мне хотелось рассказать моим согражданам о запрещенных в ГДР книгах, потому что я была «правильным» гражданином ГДР. Я изучала славистику и много читала русскую литературу. Уже тогда я обнаружила, что многие писатели и интеллектуалы Советского Союза умерли в 1937-38 гг. Лишь значительно позже я узнала, что во время так называемых «чисток» в сталинское время были убиты миллионы людей», - говорит Урсула Попиолек.

Понимание о коммунистической структуре власти

Идея - сделать собрание таких книг встретила поддержку у «Нового форума», правозащитников, государственных учреждений и других людей на Западе. Урсуле Попиолек удалось собрать на этот проект за один год 150 000 немецких марок.

Первая встреча произошла в здании на площади Хаусфогтай в Берлине. На открытии с речью выступил Вольфганг Леонард, автор, вышедшей в 1955 году книги «Революция пожирает своих детей», в прошлом убежденный коммунист, выросший в Советском Союзе. После отказа от идей сталинизма и побега на Запад в 1949 году, он сделал большой вклад для понимания коммунистической структуры власти.

Затем были сделаны наброски здания расширяющейся библиотеки, для встреч между западными и восточными немцами, которые теперь объединились. Урсула Попиолек создала уютное место, где можно было организовывать встречи и вести беседы в широком или узком кругах. Пострадавшие могли говорить с пострадавшими, старые с молодыми и все имели возможность пообщаться с видными деятелями. Прорыв начала 90-х сделал возможным многие необычные контакты.

Люди были глубоко травмированы

Теплая атмосфера располагает к встречам посреди богатого собрания книг. Фото: общество мемориальной библиотеки
Теплая атмосфера располагает к встречам посреди богатого собрания книг. Фото: общество мемориальной библиотеки
Урсула Попиолек рассказывает: «Я всего лишь хотела дать людям возможность говорить о том, что они пережили. Конечно со временем мы обнаружили, что далеко не на все темы удавалось сразу начинать говорить. Люди были глубоко травмированы. Другие по-прежнему были пропитаны социалистическими идеями. Мы все были воспитаны в этом духе. Тогда я, и многие другие считали сталинизм лишь отклонением от коммунизма. Коммунизм по-прежнему оставался идеалом. Теперь я прозрела и отошла от этого. Лозунг коммунистической идеологии «Мы изменим людей» хотел поставить человека на место Бога. Это не приносит добра и ведет жизнь к разрушению. На деле это означает постоянный контроль, который никому не приносит свободы».

Чего Урсула Попиолек никак не ожидала - так это подозрений, клеветы, недопонимания и общественной компании против нее и «ее» библиотеки. Чем это было вызвано до сих пор непонятно.

В Николаевском квартале часто бывают туристы. Некоторые посещают библиотеку, совершая путешествие в недалекое прошлое, которое еще предстоит понять и осознать. Возможно, скоро возникнет новая волна «анализа», так как новое поколение будет задавать своим родителям или дедушкам и бабушкам вопрос: «Каково это было тогда, о чем ты думал, что ощущал и делал в эпоху коммунизма?»


Ренате Лильге-Штодик. Великая Эпоха