ІСТИНА І ТРАДИЦІЇ

Желание создать профсоюз в Беларуси расценили как вызов власти

Великая Эпоха
Защищать свои трудовые права, как и права вообще, оказалось в Беларуси опасным делом. Когда несколько работников крупного государственного предприятия попытались создать независимый профсоюз, против них, по их словам, развернули репрессии.

Фото: Елена Засимчук/ВКонтакте
Фото: Елена Засимчук/ВКонтакте
«Даже когда меня ещё не уволили, я постоянно находился под сопровождением. Бывало такое, что там, где я работал, чтобы я не мог пойти поговорить с людьми, выставляли охрану, и они у цеха дежурили всю ночь», — говорит один из инициаторов создания профсоюза Анатолий Литвинко.

«Боялось [руководство], конечно, чувствовали, что у людей оно накипевшее, и вот-вот должно взорваться», — говорит он. Однако наладить диалог с управлением предприятия не получилось, а желание создать независимый профсоюз для отстаивания своих прав было воспринято как вызов.

После того, как 24 декабря 2011 г. более 200 работников «Гранита» провели учредительное собрание и объявили о создании профсоюза, на активистов организации стали давить.

Уже 14 января 2012 года Госавтоинспекция аннулировала водительские права председателя профсоюза Олега Стахаевича, который работал на предприятии водителем. Через несколько дней мужчину уволили.

Уволили и Анатолия Литвинко, а также его жену, которая работала на том же предприятии по временному трудовому договору. «Для того, чтобы её уволить, отозвали из декретного отпуска девушку, ребёнок у неё был ещё грудной, и ещё двое деток. Ей настоятельно, как мне известно, рекомендовали, чтобы она вышла, чтобы получилась юридическая возможность увольнения», — говорит Литвинко.

Всего с предприятия были уволены четыре члена профсоюза. Других запугали, заставив покинуть организацию, говорится в отчёте Amnesty International.

«Я вам хочу сказать так: после этих увольнений у нас уже устроиться практически нигде невозможно. Я сейчас думаю тоже, как зарабатывать себе на жизнь, и что вообще дальше делать, потому что у меня двое маленьких детей, их тоже нужно кормить, нужно платить за коммунальные услуги», — говорит Анатолий Литвинко.

Уволенный в начале 2012 года Олег Стахаевич, глава независимого профсоюза работников «Гранит», смог устроиться в частную компанию. Работает в другой области.

Зарегистрировать организацию им тогда так и не удалось — для этого профсоюз должен был получить юридический адрес в нежилом фонде. Государственные учреждения отказывались выделять им помещение, не соглашались сдать в аренду офис и частные лица — говорили, что боятся давления со стороны властей на свой бизнес, говорится в докладе Amnesty International по Беларуси (рус.).

Чтобы противодействовать регистрации профсоюза, органы местной власти действовали очень слаженно.

«Решения, которые принимаются у нас руководством крупного государственного предприятия — это решения, которые, как у нас говорят, согласованы „наверху“. Самостоятельно не принимаются какие-то решения руководством, им дают команду, и они выполняют», — говорит Литвинко.

Однако от идеи создания независимого профсоюза активисты не отказались. Говорят, что, учитывая приобретённый опыт, это может перерасти даже в нечто более масштабное, нежели организация в рамках одного предприятия. Говорят также, что к ним обращаются работники разных заводов по всей стране, которые хотели бы создать независимые профсоюзы у себя.

«Если ты настроен положительно, то всё-таки негативы будут проходить мимо. Мы чисто и искренне с воодушевлением взялись за это дело, хотя мы прекрасно видели, как наводнили наше предприятие представителями спецслужб и КГБ, — говорит Анатолий Литвинко. — Да не мы одни такие, чтобы репрессий бояться».