Земле угрожают около десятка таких метеоритов, как челябинский

Учёные прогнозируют, что в будущем на Землю может упасть ещё с десяток метеоритов, похожих на челябинский. Метеорит, упавший в России 15 февраля 2013 года, вероятно, принадлежал к группе твёрдых тел с орбитой, которая пересекается с орбитой Земли.

Фото: Константин Кудинов/commons.wikimedia.org
Учёные Карлос и Рауль де ла Фуэнте-Марко из Мадридского университета вычислили примерную орбиту, по которой двигался челябинский метеорит. Оказалось, что по схожему маршруту курсирует ещё 20 твёрдых тел с диаметром от 5 до 200 метров, в то время как диаметр метеорита, упавшего под Челябинском, по оценкам учёных, составлял 15—18 метров. Вес гиганта составлял 7—11 тонн.

Исследователи предполагают, что все найденные ими метеориты, которые представляют опасность для Земли, являются частью большого астероида, который за последние 40 000 лет распался на обломки. Распад произошёл, скорее всего, из-за значительных перепадов температур на пути твёрдого тела. Астероид вращался вокруг Солнца, проходя сначала мимо холодный Марс, а затем приближаясь к значительно более горячей Венере.

Такие обломки могут в будущем упасть на Землю, объясняют учёные.

Однако паниковать рано, считают испанские учёные. Дело в том, что если метеориты и имели подобную орбиту, со временем каждый из них её менял под влиянием гравитационного притяжения других планет. Кроме того, наблюдения за потенциально опасными метеоритами ведутся недавно, и говорить с уверенностью о том, что Земля лежит на их пути, нельзя, говорится на сайте журнала Nature.

Так, опасный для столкновения метеорит — 200-метровый в диаметре астероид 2011 EO40 — наблюдают только в течение 34 дней. Для того, чтобы с уверенностью говорить об опасности его столкновения с Землёй, твёрдое тело нужно наблюдать не менее нескольких лет, говорит Джон Джиорджини, старший аналитик в группе, которая изучает динамические объекты Солнечной системы.

Критически относится к теории братьев Фуэнте-Марко и Дэвид Нэсворни, исследователь астероидов из Юго-западного исследовательского института в Болдере, Колорадо.

«Я думаю, что сходство орбит случайно», — говорит учёный.

Единственный способ узнать, принадлежит ли челябинский метеорит к группе метеоритов, которые угрожают Земле, — это сравнить его состав с составом его вероятных спутников.