ІСТИНА І ТРАДИЦІЇ

Эфиопия: правительство готовит удар по гражданскому обществу

Великая Эпоха
В большей части страны практически не осталось официальной политической оппозиции. Фото: photokonkurs.com
В большей части страны практически не осталось официальной политической оппозиции. Фото: photokonkurs.com
Нью-Йорк. Правительству Эфиопии следует немедленно отказаться от планов введения жёсткого государственного контроля и суровых уголовных мер наказания в отношении неправительственных организаций (НПО), заявили Human Rights Watch и Amnesty International. Обе организации призвали правительства стран-доноров, чьи кулуарные попытки добиться пересмотра этого законопроекта, по-видимому, не привели к успеху, открыто осудить фактическое отнесению к разряду уголовных преступлений большинство правозащитных видов деятельности, деятельности по укреплению верховенства закона, а также установлению мира в стране, которые в настоящее время ведутся в Эфиопии.

Федеральное правительство Эфиопии утверждает, что проект «Декларации о благотворительных учреждениях и обществах» (законопроект) представляет собой благотворную попытку повысить финансовую прозрачность НПО, а также их ответственность перед заинтересованными сторонами. На самом же деле положения этого закона являются грубыми и деспотическими механизмами контроля и надзора над организациями гражданского общества, позволяющими наказывать те из них, деятельность которых вызывает недовольство правительства. Кроме того, этот закон мог бы серьёзно ограничить многие проекты по развитию, осуществляемые в настоящее время некоторыми важнейшими международными партнёрами Эфиопии, заявили Human Rights Watch и Amnesty International.

«Правительство Эфиопии уже сделало невозможным сколько-нибудь значимое участие общественности в государственном управлении во многих областях, преследуя в уголовном порядке своих критиков и подавляя свободу выражения мнений и собраний», — сказала Жоржет Ганьон, директор отделения Human Rights Watch по Африке. — «Очевидная цель нового закона — укрепить этот курс, убрав приставку «не» из слова «неправительственные» и установив правительственный контроль над гражданским обществом».

Действие закона, если он вступит в силу, распространится на все НПО на территории Эфиопии, кроме религиозных организаций, а также тех иностранных организаций, для которых правительство согласилось бы сделать исключение. Многие из ключевых положений законопроекта привели бы к нарушению обязательств Эфиопии в рамках международного права в области прав человека, а также основных прав, гарантированных конституцией страны, в том числе прав на свободу объединений и свободу выражения мнений. Human Rights Watch и Amnesty International независимо друг от друга тщательно проанализировали этот законопроект. В числе прочих пагубных положений он содержит статьи, предусматривающие:

* Суровые уголовные меры наказания для всех лиц, участвующих в «незаконной» общественной деятельности. Законопроект наделяет правительственные органы практически неограниченной свободой в принятии решений о том, регистрировать или нет ту или иную НПО, и объявляет «незаконной» любую общественную организацию, не прошедшую регистрацию. Законопроект подкрепляет это ограничение такими силовыми мерами, как штрафы и лишение свободы сроком до 15 лет за ряд новых преступлений, в том числе за участие в любом собрании, проводимом «незаконной» организацией. Кроме того, распространение любой информации «в интересах незаконной благотворительной организации» также каралось бы лишением свободы. Если бы этот закон вступил в силу сегодня, последнее положение позволяло бы бросить в тюрьму любого человека в Эфиопии, распространившего этот текст.
 
* Установление навязчивого правительственного контроля и надзора за всеми общественными организациями. Законопроект предусматривает создание Агентства по благотворительным учреждениям и обществам (АБУО). Оно наделяется широкими полномочиями в принятии решений, позволяющими отказывать НПО в официальном статусе, распускать НПО, получившие официальный статус, а также вмешиваться в управление НПО и подбор их сотрудников, вплоть до внесения изменений в задачи организаций. АБУО получило бы широкие полномочия по надзору за всеми аспектами деятельности всех НПО, подпадающих под действие закона. Ни одна НПО не смогла бы провести какое-либо собрание, не уведомив АБУО в письменной форме за неделю до срока. При этом АБУО и другие правительственные учреждения имели бы право посылать на эти собрания полицейских для составления отчётов.
 
* Запрет на любую деятельность неэфиопских НПО в области прав человека и других указанных в законе областях. В законопроекте предусмотрено важное различие между «иностранными» и «эфиопскими» НПО. «Иностранным» НПО категорически запрещается заниматься любой работой, связанной с правами человека, государственным управлением, защитой прав женщин, детей и инвалидов, урегулированием конфликтов и рядом других вопросов. Таким образом, любая попытка Human Rights Watch, Amnesty International или любой другой международной правозащитной организации заниматься своей профильной деятельностью в Эфиопии оказалась бы абсолютно незаконной, если только правительство не сочло бы возможным наделить эти организации особым статусом.
 
* Лишение эфиопских НПО, занимающихся правозащитными вопросами, возможности получать зарубежное финансирование. Фактически, утверждение законопроекта привело бы к закрытию тех немногих независимых эфиопских НПО, которые продолжают заниматься вопросами, связанными с правами человека и государственным управлением, поскольку они бы лишились зарубежной финансовой поддержки. Согласно законопроекту, «иностранной» является любая эфиопская НПО, получающая более 10% финансирования из иностранных источников или имеющая среди своих членов иностранных граждан. «Иностранные» НПО, согласно законопроекту, лишаются права заниматься вопросами, связанными с правами человека и государственным управлением. Это стало бы тяжёлым ударом, ибо в самой Эфиопии — одной из беднейших стран мира — практически отсутствуют возможности для финансирования и развития.

Эти и другие подобные положения законопроекта в случае его утверждения имели бы катастрофические последствия. Однако вероятные последствия выглядят ещё более угрожающими, если взглянуть на ситуацию шире.

Если законопроект будет принят, и без того узкое политическое пространство в Эфиопии скукожится ещё сильнее. Который год подряд правительство Эфиопии проводит политику репрессий, запугивания политических оппонентов и правозащитников, критикующих правительство, и повсеместно нарушает права человека. Такие меры стали использоваться ещё шире после сомнительных выборов 2005 года. Разногласия по поводу результатов этих выборов привели к уличным протестам, которые были жестоко подавлены, после чего представители политической оппозиции и ведущие активисты были арестованы по обвинениям в государственной измене.

Терпимость властей к политическому инакомыслию, которая и раньше была сомнительной, в годы после выборов и вовсе стала ослабевать. В большей части страны практически не осталось официальной политической оппозиции. На выборах в кебеле (ассоциации городских жителей) и вореда (районные администрации) в большинстве избирательных округов правящая партия не имела конкурентов и получила свыше 99% мест.

«Этот закон — не только удар по независимым общественным организациям», — сказала Мишель Кагари, заместитель директора программы Amnesty International по Африке. — «Речь идёт о гораздо большей кампании, нацеленной на то, чтобы заглушить те немногие независимые критические голоса, которые пока ещё раздаются на фоне набирающих силу репрессий».

Эфиопия — одна из наиболее зависящих от иностранной помощи стран мира. Тем не менее, главные двусторонние доноры страны, в основном, избегают публичных выступлений по поводу участившихся нарушений прав человека правительством. Например, США и Британия, которые совместно выделяют Эфиопии более 600 миллионов долларов США иностранной помощи ежегодно, являются наиболее важными донорами. Правительства этих двух стран последовательно избегают публично осуждать политику репрессий и нарушений прав человека, в том числе военные преступления, совершаемые вооружёнными силами Эфиопии в Сомали.

Правительства нескольких стран-доноров совместно с рядом международных и национальных НПО в частном порядке провели напряжённые переговоры с эфиопскими должностными лицами, пытаясь убедить их отказаться от наиболее репрессивных сторон законопроекта. Однако эти усилия не помогли добиться пересмотра многих положений, вызывающих наибольшую тревогу, которые вошли последнюю редакцию законопроекта (опубликованную в конце июня).

«Двусторонние партнёры Эфиопии неизменно избегают публично осуждать грубые нарушения прав человека, систематически совершаемые с одобрения правительства страны», — сказала г-жа Ганьон. — «Их политика замалчивания оказывает провоцирующее действие, подталкивая правительство Эфиопии к новым посягательствам на права человека, таким как законопроект об НПО».