ІСТИНА І ТРАДИЦІЇ

Забытые временем: «кулацкие ссыльные». Часть 3

Великая Эпоха
Любому человеку, ведущему генеалогический поиск, необходимо знать основы ведения советской репрессивной документации и процедуру поиска сведений о репрессированных.

Арест


Когда человека арестовывали, на него заводилось одновременно два дела (мы не будем упоминать о различных оперативных делах — они в принципе недоступны): следственное дело, которое вел орган следствия (ГПУ, ОГПУ, НКВД, МГБ, КГБ, различные прокуратуры, Особые отделы РККА, изредка УРКМ НКВД), и личное дело заключенного, которое заводила администрация тюрьмы, куда поступал арестованный.

Протокол допроса И.А. Барко, 04.03.1938 г.
Протокол допроса И.А. Барко, 04.03.1938 г.
В каждом из этих дел была анкета, которую заполняли со слов арестованного и в которой должны были быть перечислены все его ближайшие родственники. Зачастую в этих анкетах они были указаны не все (как правило, опускались имена братьев и сестер, которых арестованный хотел вывести из круга внимания следствия), но родители, супруги и дети обычно указывались. Указание родственника в анкете (особенно тюремной) было основанием для признания его права на получение свидания, а в настоящее время оно может явиться документом, подтверждающим родство (зачастую единственным).

Следственное дело, по существующим правилам, хранится (вечно!) в архиве следственного органа, сейчас — в региональном Управлении ФСБ (УФСБ) РФ, как правило, той области, на территории которой проходило следствие, и куда следует адресовать вопросы по сведениям из анкеты арестованного.

Однако существуют примеры, когда в конце 1980-х годов дела передавались по месту рождения арестованного, а это теперь нередко другие государства. Личное знакомство с этим делом предусмотрено только для ближайших родственников, которые могут подтвердить родство цепочкой свидетельств о рождении и браке (здесь часто оказывается необходимым прибегать к анкете арестованного), а остальные — по нотариальной доверенности тех, кто имеет на это право по родству.

Допущенный к знакомству с делом по основаниям родства (и его доверенное лицо) имеет право снимать копии (любым способом) с документов, относящихся к самому родственнику, и общих документов дела (обвинительное заключение, приговор). Несмотря на то, что основное содержание самих дел является более или менее грубой фальсификацией и не представляет особенного интереса, там могут содержаться косвенные сведения: даты, адреса, упоминания биографических данных, которые могут оказаться действительно ценными.

Личное дело арестованного, составленное первоначально в следственной тюрьме, после осуждения следует за заключенным в его перемещениях по лагерям. В этом деле, как правило, имеется приговор, личная анкета, сведения о свиданиях, работе, состоянии здоровья, поощрениях и наказаниях, которые накапливались там во время заключения.

Протокол допроса И.А. Барко, 04.03.1938 г.
Протокол допроса И.А. Барко, 04.03.1938 г.
В случае смерти в деле имеется соответствующее медицинское заключение, а иногда — сведения о месте захоронения. По существующим правилам, личные дела заключенных подлежали уничтожению через 5–6 лет после освобождения, кроме трех случаев: если заключенный был иностранным подданным, если он умер или получил инвалидность во время заключения. Сохраняемые дела (а среди них случайно могут оказаться и дела, не относящиеся к этим категориям, впрочем, и не все должные сохранены) хранятся в ИЦ УВД тех регионов, на территории которых находилось последнее место заключения перед освобождением (или смертью).

Кроме самого дела, в картотеках ИЦ УВД сохраняется карточка «форма № 2» с основными сведениями о заключенном (но не о его родственниках), отбывавшем срок на территории данного региона, с датами его пребывания там. Если известна цепочка перемещений по лагерям, по этим карточкам можно установить их хронологию. На карточке в ИЦ УВД по последнему месту заключения делается отметка с номером личного дела, если оно сохранено, или пометка про уничтожение дела — «дело ун.». Запросы о сохранности дела следует адресовать в ИЦ УВД по последнему месту пребывания заключенного. Знакомство с делом предусмотрено только для близких родственников на тех же основаниях, что и для следственных дел. Копии карточек «формы № 2» из региональных управлений МВД отправлялись в (ГИЦ МВД) в Москву, куда тоже нужно обратиться с запросом, но, как и все прочие законы, это правило выполнялось не очень скрупулезно, и карточек в ГИЦ может не оказаться вообще.

Отдельно следует упомянуть, что по запросу родственника, имеющего на то право, и следственное дело и личное дело заключенного могут быть присланы из иных регионов для ознакомления по месту жительства запрашиваемого в управления соответственно УФСБ и ГУВД. В этом случае знакомство с ними происходит в стенах архивов управлений (где будут проверены подлинники документов о родстве). В текст заявления о присылке дела рекомендуется включить просьбу разрешить копирование документов, чтобы избежать лишних дискуссий после прихода дела для ознакомления. Копировать документы можно с помощью собственной копировальной аппаратуры. Законные наследники имеют право потребовать возвращения подлинников личных документов арестованного (писем, записных книжек, фотографий), приобщенных к делу. Эти правила в настоящее время выполняются.

Ссылка


В случае административных репрессий получить информацию даже анкетного характера труднее. Во многих документах, связанных с раскулачиванием и депортацией, основной единицей учета является не отдельный человек, а семья в целом. Регистрация спецпоселенцев велась райисполкомами и райкомендатурами, оттуда сведения (карточки учета) должны были поступать в органы ЗАГСа, которые вели общий учет населения, в том числе и спецпоселенцев. Но эта работа не была налажена, и полные сведения по естественному движению населения в спецпоселках отсутствовали. Учет спецпоселенцев велся на основе семейных карточек. Отмечались прибытие, убытие, трудоспособность, браки, года рождения, смерти. Отдельно велся учет глав семей и членов семей, находящихся в ИТЛ.

Строительство одного из спецпоселков.
Строительство одного из спецпоселков.

Естественно, что весь учет спецпоселенцев находился под контролем органов НКВД–МВД и все учетные документы хранятся в архивном отделе ГИЦ МВД России в Москве, а также в ИЦ МВД в краях и областях Российской Федерации. Исходя из разъяснений архивного отдела ГУЛАГа НКВД СССР от 14.03.1940 г., личные дела спецпоселенцев, освобожденных из спецпоселков, подлежали хранению в течение 10 лет, находящихся в «бегах» — постоянно, спецпоселенцев–одиночек, умерших в спецпоселках — 5 лет. Исходя из данного положения, многие учетные документы по спецпоселенцам были уничтожены уже в 1930–1950 гг. [1].

Однако, учетные карточки на поселенцев (картотека) подлежат постоянному архивному хранению.

Процедура поисков


Общий случай, из собственного опыта и с использованием рекомендаций сайта www.memo.ru.

1. Если Вам неизвестно, где проживал Ваш родственник на момент ареста.

В этом случае необходимо послать запрос в ГИЦ МВД РФ (Москва, ул. Новочеремушкинская, 67).

В запросе нужно указать: фамилию, имя, отчество репрессированного, год и место его рождения, дату ареста, место проживания на момент ареста. В запросе должна содержаться просьба сообщить место, где хранится следственное дело.

Обязательно укажите дату и поставьте свою подпись.

После получения ответа следует писать в то учреждение, где хранится это самое следственное дело (скорее всего это будет ИЦ МВД края или области). В этом запросе уже надо будет указать, что Вы хотите — какую-то конкретную справку, выписку или возможность ознакомиться со следственным делом.

«ГПУ. Контрреволюционер-вредитель». Советский плакат, 1930-е годы.
«ГПУ. Контрреволюционер-вредитель». Советский плакат, 1930-е годы.
2. Если Вам известно, где родился (и/или проживал) Ваш родственник на момент ареста.

В этом случае нужно послать запрос в УФСБ той области, где родился и/или проживал Ваш родственник на момент ареста.

В запросе указываются те же данные репрессированного, что и в предыдущем случае.

При этом не важно, входит ли эта область сейчас в состав России или нет — на всей территории бывшего СССР механизм и процедура поисков одна и та же. Разница только в том, что если дело Вашего родственника хранится на территории России, то его могут переслать в УФСБ той области, где Вы живете с тем, чтобы Вы могли с ним ознакомиться.

Из-за границы (в другое государство) дела не пересылают (хотя и бывают исключения), но справку или выписку делают. Как вариант, можно попросить держателей дела выслать его в ближайший к Вашему месту проживания областной город соседнего государства, где Вы сможете с ним ознакомиться.

Если же ответ из УФСБ отрицательный (т. е. такой у них не значится), то следует писать в ИЦ МВД той же области. Если же и там ответ отрицательный, то нужно запросить ГИЦ МВД РФ.

Помните, что в соответствии с законодательством Вы имеете право «на получение сохранившихся в делах рукописей, фотографий и других личных документов» [2].

Вот примеры того, что можно узнать из архивно-следственных и личных дел репрессированных (на примере И.А. Барко):
  1. Дата и место рождение (из анкеты арестованного, протоколов допросов).
  2. Отчество: ведь даже дочь считала, что отчество отца была Андреевич, оказалось — Андронович (из анкеты арестованного).
  3. Состав семьи, место жительства и состав имущества до 1917 г. (из анкеты арестованного, протоколов допросов, справок, метрик и других документы личного характера, подшитых к делу).
  4. Состав семьи, место жительства и состав имущества вплоть до момента репрессии.
  5. Сведения про арестованного (рост, цвет глаз, волос), сведения о семье, месте работы, составе имущества и месте жительства на спецпоселении и/или аресте (из анкеты арестованного).
  6. Сведения о месте (местах) и характере работ в заключении, отпечатки пальцев, дата и причина смерти (из личного дела заключенного).
  7. Фотографии, письма родственников, метрики, справки о рождении (смерти), автобиографии, сведения об обучении, направлении в действующую армию, снятии со спецпоселения и др. документы.
Если же Ваша ситуация особая и выходит за рамки этого общего случая — пожалуйста, задавайте Ваши вопросы, постараемся Вам помочь. Запросы можно оставлять на форуме www.vgd.ru (раздел «Репрессированные») или на сайте http://www.vsosnickij.narod.ru.

Литература

  1. Игнатова Н.М. Осуществление политики спецпереселения и изменения численности спецпереселенцев — «бывших кулаков» в середине 1930-х–1950-е гг. // Покаяние: Мартиролог.— Т. 4.— Ч. 2 / Сост. Н.М. Игнатова.— Сыктывкар: Коми книж. изд-во, 2001.— С. 19–30.
  2. Закон Российской Федерации. О реабилитации жертв политических репрессий (с изменениями и дополнениями на 10.09.2004 г.) [Электронный ресурс].— Режим доступа: http://vsosnickij.narod.ru/Zakon_RF_na_10_09_2004.doc.— (Актуальный закон).— Загл. с экрана (01 янв. 2009).
Виталий Сосницкий, Яна Чуйкова. Великая Эпоха, Украина