ІСТИНА І ТРАДИЦІЇ

Правозащитники: ситуация с правами человека в Украине ухудшается

Великая Эпоха
Глава правления Украинской Хельсинской группы по правам человека Аркадий Бущенко. Фото: Владимир Бородин/The Epoch Times
Глава правления Украинской Хельсинской группы по правам человека Аркадий Бущенко. Фото: Владимир Бородин/The Epoch Times
Ситуация с правами человека в Украине ухудшается - к такому выводу пришли украинские правозащитники. На днях они представили ежегодный доклад «Права человеку в Украине - 2007». Над документом работали 35 правозащитных организаций из большинства регионов страны. Отчет состоит из 22 разделов, среди которых: «Право на жизнь», «Право на доступ к важной информации», «Свобода перемещения и выбора места жительства» и другие.

Чуть ли не самой большой проблемой в Украине остается необеспеченное право на справедливый суд. Долгие судебные процессы, высокая степень коррумпированности чиновников, отсутствие независимых судов и невыполнение около 70% судебных решений - так выглядит украинская судебная система в глазах мировой общественности.

Пытки до сих пор существуют

Глава Хельсинской группы Украины Аркадий Бущенко заявил о явных нарушениях права на защиту от пыток и жестокого обращения. В частности, он сообщил, что украинская милиция стимулируется к применению пыток из-за сложной системы показателей. «Официально эта система отменена, но на практике она остается средством оценки деятельности милиции. Райотделы милиции соревнуются между собой, пытаясь получить показатели выше. В каком-то районе доля раскрываемых преступлений составляет 90%, а где-то даже 100%, - отметил правозащитник. - Этого нельзя достичь, не применяя пыток. Например, в США этот показатель равен 30-40%, а порой достигает 50%. Можно с уверенностью сказать, что такой высокий процент достигается вследствие применения пыток». К тому же суды с трудом воспринимают свидетельства, полученные под пытками и принуждением.

Аркадий Бущенко привел пример: в январе 2007 года произошло массовое избиение заключенных в Изяславской колонии №31: заключенные объявили голодовку, протестуя против плохих условий содержания. Зампред Департамента выполнения наказаний приехал и пообещал улучшить эту ситуацию. Узники, приняв его обещания, прекратили голодовку, но, увидев, что ничего не изменилось, возобновили ее. «Тогда в колонию ввели спецотряд, жестоко избивший около 40 заключённых, - рассказывает правозащитник. - В тот же день они были разбросаны по разным колониям Украины.
 
Исполнительный директор Украинской Хельсинской группы по правам человека Владимир Яворский. Фото: Владимир Бородин/The Epoch Times
Исполнительный директор Украинской Хельсинской группы по правам человека Владимир Яворский. Фото: Владимир Бородин/The Epoch Times
Существует целая технология, отработанная годами, согласно которой после изменения места заключения в течение примерно недели заключённый не может увидеться ни с родственниками, ни с адвокатами. Никто не знает, где он. За это время исчезают все следы насилия, и департамент отчитывается, что всё в порядке», - рассказал г-н Бущенко. Кстати, до сих пор этот случай так и не был расследован, и виновные до сих пор не наказаны.

За людьми следят

По словам Владимира Яворского, исполнительного директора Хельсинской группы Украины, в стране участились случаи слежки за людьми со стороны правоохранительных органов - выдаётся большое количество разрешений на снятие информации по каналам связи. «До «оранжевой революции» в Украине таких разрешений было примерно 40 тыс., сейчас - 12 тыс. Это в 4 раза больше, чем в странах Европы, - подчеркнул он. - И это при том, что западное общество борется с терроризмом и применяет повышенные меры безопасности». Он отметил, что подобные масштабы слежки со стороны правоохранительных органов неприемлемы.

Радоваться можно только тому, что относительно не нарушаются права на свободу собрания.

Кстати, омбудсмен, независимо от достаточного финансирования, таких докладов о правах человека в стране в последние годы не готовит. По словам правозащитников, Уполномоченный практически не пользуется таким важным инструментом, как конституционная жалоба. К тому же обращаться к омбудсмену, оказывается, опасно. Ведь аппарат Уполномоченного не сохраняет конфиденциальности заявителя, что ставит его под угрозу насильственных действии со стороны лиц, на которых он жаловался.