ІСТИНА І ТРАДИЦІЇ

Беженцы в Украине не идут работать по специальности

Великая Эпоха

Для многих беженцев Афганистана, стран Ближнего Востока и Африки Украина является транзитной страной, «воротами» в Европу. Однако тем, кто не смог въехать в ЕС и остановился в Украине, часто бывает трудно получить статус беженца и начать вести нормальную жизнь.

#img_right#Кроме того, нелегко легализовать свои дипломы. На работу с удостоверением беженца украинские работодатели берут неохотно: не уверены, могут ли такие люди работать по трудовому кодексу. Например, чтобы устроиться на работу, политическая беженка из России носила с собой для работодателей выписку из закона, как показывает документальный фильм «Новые стены: женщины-беженки в Восточной Европе», снятый каналом Al Jazeera.

«У нас все люди образованные, у всех есть дипломы: инженеры, врачи, разные есть. Но по специальности не работают, потому что зарплаты очень маленькие: 2 тысячи, 3 тысячи. А если они за квартиру отдают 300 долларов, сколько нужно, чтобы прокормить детей, на школу, на то, то...» — говорит Карима, глава интеграционного центра для беженцев в Киеве. Говорит, что мужчины обычно идут работать на базар, а женщины часто зарабатывают на жизнь рукоделием.

«Когда работают — за палатку нужно платить. Ещё — в налоговую, в пенсионный фонд, плюс дети в школу ходят, нужно семью прокормить», — говорит Карима. По её слова, больше половины заработка беженцы отдают за аренду жилья. Живут по несколько семей в многокомнатных квартирах, или снимают на 2—3 человека однокомнатную.

Прописывать беженцев в съёмной квартире никто не хочет, а без прописки милиция может их остановить и потребовать заплатить штраф: каждый раз по 400—500 гривен, говорит Карима. А когда искатели убежища пытаются договориться с владельцами квартир о регистрации, те предлагают искать другое жилье.

«Сейчас везде кризис, и базар тоже не такой доход приносит, чтобы обеспечивать семью. За всё платить надо, конечно, трудно. Для украинцев тяжело, тем более для беженцев», — говорит Карима.

Rokada_16.jpg
Rokada_16.jpg

Женщины занимаются рукоделием в интеграционном центре в Киеве. Работы свои продают на ярмарках. Фото: Владимир Бородин/Великая Эпоха

Говорит, что из 100% всех приезжих, искателей убежища, разве что 1% устраивает нормальную жизнь. В основном это те, кто смог в родной стране продать жильё и купить квартиру в Украине. И вопреки опасениям некоторых украинцев относительно того, что государство «кормит» беженцев, Карима говорит, что ничего кроме документов и разового пособия в размере 17 гривен они не получают.

А вот отношение украинцев к искателям убежища остаётся довольно негативным. Отношение к выходцам из Азии, Кавказа, арабских стран и к темнокожим людям является сдержанно ксенофобным, а к ромам (цыганам) — почти открыто ненавистническое, свидетельствуют данные исследования Института прав человека и предотвращения экстремизма и ксенофобии за 2012 год. Хуже к беженцам относятся жители маленьких городов и посёлков, а также во всем западном регионе.

«О каком убежище может идти речь? А потом будут думать, откуда та или иная болезнь взялась. Или в сводке чрезвычайных новостей будут показывать, что гражданин *** страны убил женщину. Я против приютов в Украине, есть более развитые страны Европы, пусть они и создают приюты», — говорит Александр из Городка.

Rokada_19.jpg
Rokada_19.jpg

Фото: Владимир Бородин/Великая Эпоха

«Раньше было хуже, сейчас, слава Богу, лучше по сравнению с тем, как было 18—20 лет назад. Сейчас уже лучше», — говорит Карима об отношении к искателям убежища и иностранцам.

«Моё мнение такое — если это политические дебоширы, то [относиться к ним нужно] отрицательно. Люди, гонимые особыми условиями (война, голод и т.п.) и признающие законы — добро пожаловать», — говорит Владимир из Днепропетровска.

На сегодняшний день признанных беженцев в Украине — 2,5 тысячи человек, согласно данным УВКБ ООН. А лиц без гражданства в государстве чуть ли ни больше всего в Европе — 5,87 тысяч. По закону, статус беженца в Украине может получить человек, который сможет доказать, что в родной стране ему грозит преследование по расовым признакам, из-за политических взглядов, вероисповедания, национальности или принадлежности к определённой социальной группе.