ІСТИНА І ТРАДИЦІЇ

Киеву нужно сохранить независимость в «газовом трио» — эксперты

Великая Эпоха
Эксперты советуют украинским властям подумать о сохранении финансовой и политической независимости при создании газового консорциума с Россией и Европой.

Украинские чиновники смотрят на проходящего мимо Владимира Путина на церемонии подписания документов в Киеве 27 октября 2010 года. Стороны в очередной раз оговаривали возможность снижения цены на газ. Фото: SERGEI SUPINSKY/AFP/Getty Images
Украинские чиновники смотрят на проходящего мимо Владимира Путина на церемонии подписания документов в Киеве 27 октября 2010 года. Стороны в очередной раз оговаривали возможность снижения цены на газ. Фото: SERGEI SUPINSKY/AFP/Getty Images
Александр Нарбут, независимый эксперт по вопросам энергетики, говорит, что только Киев должен решать, каким образом развивать свою газотранспортную инфраструктуру, и никто другой в это не должен вмешиваться.

«Если Украина попытается выстроить работу нашей ГТС так, чтобы учесть интересы всех, то это в принципе невозможно. Стратегические интересы трёх сторон настолько различаются, что создать модель, которая удовлетворила бы каждую из них просто невозможно», — считает Нарбут.

Украина уже два года пытается убедить Россию снизить цену на импортируемый газ, которая превышает $400 за 1000 кубометров. Результат проходящих в настоящее время переговоров между сторонами пока неизвестен, однако украинские власти заявляют, что переговоры движутся, хоть и медленно.

Одно из оговорённых условий снижения цены на голубое топливо — создание газотранспортного консорциума между Россией и Украиной. Киев настаивает на привлечении европейской стороны для участия в трёхстороннем совместном проекте.

Ранее сообщалось, что Европейская комиссия направила письма в Киев и Москву с предложением стать третьей стороной в газовых переговорах между Украиной и Россией. Киев отреагировал позитивно, а Москва пока таит молчание.

Кроме того, Европейский союз постоянно напоминает, что как только Киев определится, как управлять своей ГТС, Брюссель готов оказать помощь. Однако еврочиновники настаивают, что для получения этой помощи Украина должна соблюдать международное право, включая договор об энергетическом сообществе Юго-Восточной Европы, в котором Украина в прошлом году получила статус полноправного члена.

Нарбут считает, что абсолютно ошибочно рассматривать консорциум как единственный возможный выход из сложившейся ситуации после подписания в 2009 году с Россией газовых контрактов, за которые бывшего премьера Юлию Тимошенко посадили в тюрьму на 7 лет.

«К сожалению это ключевым не является, это своеобразный капкан, оказавшись в котором, Украина может уже не выбраться из него», — отмечает Нарбут.

«Такая идея исходит из СМИ и политических заявлений России, глубоко внедряясь в подсознание высшего руководства Украины, включая Президента. Такая логика выстраивания новых отношений в газовой сфере объяснялась ему как в Завидово [резиденции Медведева], так и навязывается в бесконечных потоках информации со стороны Минэнерго и других структур», — подчёркивает Нарбут.

Вячеслав Княжицкий, экс-посол Украины по особым поручениям в вопросах энергетической безопасности, отмечает, что если Киев намерен создавать «газовое трио», то украинские власти должны учитывать несколько условий при выборе партнёров. При этом госкомпания «Нафтогаз» должна быть реструктурирована и стать независимой.

Одним из основных условий Княжицкий считает то, что Киев должен учитывать финансовое состояние своих партнёров.

Он приводит пример, что в настоящее время в Гаагском суде лежат иски крупной российской нефтяной компании «ЮКОСа», глава которой — Михаил Ходорковский — сидит в тюрьме, и ещё двух компаний к России на сумму около $100 млрд.

«Если мы привлечём такого партнёра, а затем подобные судебные иски получат развитие, то нам нужно понимать, как защитить себя от этого, как не допустить, чтобы на нас пала такая финансовая нагрузка подобных партнёров», — говорит Княжицкий.

«Нужно понимать, рискованно это или нет. При создании консорциума должна сохраняться прозрачность, в том числе, финансовая», — отмечает эксперт.

Александр Нарбут отмечает, что в качестве партнёров консорциума нужно рассматривать тех, которые заинтересованы в её максимальной загрузке и диверсификации поставок природного газа в Украину и на европейский рынок.

Ещё одним условием выбора партнёров для консорциума Нарбут считает заинтересованность в модернизации украинских подземных газовых хранилищ. Это, по его мнению, позволит совершать разного рода операции, включая спотовые, которые создадут возможность долговременного хранения газа для всех потенциально заинтересованных сторон, и в первую очередь для европейских потребителей, поскольку большая часть этих хранилищ находится недалеко от западной границы Украины.

Однако эксперт сомневается в том, что такие условия устраивают Москву.

«Вот такой подход должен применяться при выборе партнёров. Этот проект никак не может во времени быть синхронизирован с краткосрочными задачами, в частности: как быстрее оторваться от условий газовых контрактов 2009 года», — говорит Нарбут.

Он также считает, что Украине всё же придётся обращаться в Стокгольмский арбитражный суд, чтобы устранить дисбаланс в газовых отношениях и отстоять национальные и энергетические интересы страны.

«Иски должны быть разными, они должны учитывать и возмещение уже понесённых ущербов от действия этих контрактов, и корректировку этих контрактов. Или возможно даже прекращение их действия в связи с существенной неадекватностью современным рыночным условиям», — говорит Нарбут.