ІСТИНА І ТРАДИЦІЇ

Сто лет борьбы за выживание

Великая Эпоха
Страсть Дэвида Годни к природе привела его в национальный парк Этоша, чтобы лицезреть и запечатлеть удивительные картины живой природы. Снимки различных видов фауны в Этоше – это то, что посетители жаждут увидеть. Наиболее удачливые из них смогут увидеть леопарда или гепарда.

Фото: davidgodny.com
Фото: davidgodny.com
Стоя на зубчатых стенах крепости Намутони, подобно иностранному легионеру на страже северных территорий Намибии, взгляду открываются обширные и открытые пространства «великой белой пустыни», простирающейся насколько хватает глаз.

Расположенный среди обширных безводных саванн и усыпанный оазисами и участками, покрытыми буйной лесной растительностью, национальный парк Этоша содержит в своём центре гигантское высохшее соленое озеро размером с Голландию.

Этоша, часто рассматриваемый как последняя попытка сохранить дикую природу, был провозглашен национальным парком ещё в марте 1907 г., ровно сто лет назад, и по сей день остается национальным прибежищем дикой жизни, изобилующем флорой и фауной.

Однако, в этот день Этоша празднует не только годовщину своего основания. Сверкающая белая крепость Намутони, построенная в духе приключенческих романов, в восточной части парка была заново восстановлена после ожесточенного восстания. Первоначально построенная в качестве пункта для контроля над эпидемией чумы рогатого скота, вспыхнувшей в 1896 г., крепость относится к временам, когда Намибия ещё была германской колонией в юго-западной Африке и использовалась как охранный пост, военная база и даже лагерь для военнопленных.

И поныне, отдавая дань военному прошлому крепости, одинокий горнист возвещает о наступлении закатов и рассветов своей игрой в северо-восточной сторожевой башне крепости, на вершине которой прохладный бриз из пустыни развевает намибийский флаг. Где-то там внизу, спрятавшись в буйных экзотических зарослях, круглосуточно работают поливальные установки, к удовольствию обитающему здесь семейству бородавочников, которые наслаждаются, барахтаясь в прохладных грязных лужах. Этот изящный колониальный форт, в настоящее время бережно охраняемый национальный памятник, во все времена предоставлял приют путникам. Это довольно неожиданное прибежище, словно мираж, появляется перед вами, когда вы приближаетесь через окружающую дикую местность.

Самое лучшее время для изучения разнообразной и захватывающей фауны национального парка Этоша, раскинувшегося на площади в 22 тыс. кв. км - сезон дождей, когда 114 видов млекопитающих и 340 видов птиц сосредотачиваются вокруг свыше 30 дающих жизнь водоемов.

Поскольку Намибия является одним из немногих мест в Южной Африке, где легко и просто можно взять напрокат автомобиль, посещение Этоши становится доступным способом самостоятельного времяпрепровождения. К парку, расположенному на севере страны в 435 км от Виндхука - столицы Намибии, ведет отличное асфальтовое шоссе, к тому же, все гравийные дороги в самом парке снабжены понятными дорожными знаками, так что перемещение по парку на взятом напрокат обычном автомобиле не составляет никаких проблем.

В парке имеются три туристических лагеря - в Окаукеджо, Халали и Намутони, каждый из которых расположен в двух часах езды друг от друга, и предлагающих широкий спектр услуг проживания - от кемпинга до хижин и семейных бунгало. В этом году лагери отдыха планируется модернизировать и расширить, ознаменовав тем самым столетний рубеж истории парка.

В каждом лагере есть ресторан, бар, магазин, автозаправочная станция и бассейн, но, самое важное - это расположенный рядом освещенный прожектором водоем, где от богатства африканской дикой природы вас отделяет лишь низкая каменная стена. В отличие от многих других национальных парков южной Африки, вам даже не нужно вставать рано утром из вашего уютного спального мешка и долго добираться до парка, чтобы посмотреть на его обитателей. Если вы терпеливо подождете у водоема, они сами придут к вам. Но даже зрителям в первых рядах, этого одного из самых масштабных спектаклей Африки, надо пройти несколько шагов, чтобы насладиться бесконечной процессией, направляющейся к водопою. Безусловно, это было здорово - пить из термоса, укрывшись шерстяным одеялом, смотреть в бинокль или снимать на фотокамеру, когда очертания тысяч обитателей парка вдруг проявляются на сцене своеобразного огромного театра под открытым небом, чей занавес всегда поднят, и представление не прекращается ни на минуту.

Вот первая стая цесарок появилась из прохладных теней рано утром, сопровождаемая красными коровьими антилопами бок о бок со стаями резвых зебр и гаремом грациозных газелей. Постепенно атмосфера накаляется, что порождает столкновения между животными: вот два жеребца зебр внезапно сошлись в неистовой схватке, кусая и лягая друг друга в стремлении защитить своих кобыл; а вот самцы газелей демонстрируют свое искусство поединка, сцепившись рогами. Стадо хрипящих голубых антилоп гну ведут за собой блеющих телят к водопою, а неповоротливые жирафы необычно расставляют свои неуклюжие передние ноги, в акробатическом трюке опуская головы на длинных шеях, чтобы утолить жажду. Осмотр залитого маревом горизонта принесло плоды - львы, словно мираж, угрожающе выходят из мертвой пустыни, вызывая острое напряжение среди представителей дикой жизни водопоя. Приближение львов вызвало панику - горлицы, рябчики и турачи взлетели в воздух в едином порыве, будто взорвался фейерверк, а сотни копыт подняли в воздух облако пыли в паническом бегстве.

Заняв место у водопоя, прайд львов часами может праздно бездействовать, периодически нападая из-за скал в стремительной атаке на неосмотрительно подошедшие жертвы. Только крупный самец слона не обращает на них никакого внимания, горделиво направляя свою величественную поступь к водопою, по пути распугивая семейства уродливых бородавочников, которые вынуждены спасаться бегством, подняв свои вьющиеся хвостики подобно антеннам.

Оживление и напряжение среди обитателей парка стали проявляться ближе к вечеру, когда палящее солнце вынудило их утолять жажду грязной водой из водоемов, чтобы выжить. Ощетинившись, нервно озираясь, уши торчком, поводят носом - и снова первый прозвучавший крик тревоги вызывает не столь уж необходимое паническое бегство.

C наступившими сумерками приходит прохлада, откуда-то поблизости доносятся звуки воющих гиен, кричащих шакалов и трубящих слонов, эхом отдающиеся в ушах. Над головой в холодном разреженном воздухе охотится жемчужно-пятнистая сова, паря вокруг островков света от прожекторов. В то время, как внизу, у водоема возникает ещё одна вспышка активности, вызванная черным носорогом, зловеще материализовавшимся из темноты. Бронированное туловище этого благородного животного, полностью истребленного в некоторых районах Африки беспрерывным браконьерством, призрачно отражается в стоячей воде в то время, пока он вброд пересекает водоем, пробираясь между слонами. Лагерь, расположенный у водоема в Окаукеджо - самое верное место для наблюдения за этими величественными доисторическими воинами. Сидя на скамье под студеным ночным небом Намибии, возможно, мы увидели больше черных носорогов у этого водоема, чем их выжило в большинстве остальных стран Африки.

Как трудно было оторваться от этого бесконечного карнавала дикой природы, населяющей переполненные водопои, не посетив крупнейшего и самого впечатляющего водоема из всех, который раскинулся прямо за невысокой каменной стеной. После обильного сезона дождей можно стать свидетелем захватывающего зрелища - до миллиона мигрирующих фламинго сквозь марево раскаленного воздуха, колышущегося над блестящим белым котлованом высохшего моря.

Парк открыт от рассвета до заката, когда «великий белый край» трудно не заметить. Впечатляет не только одновременный прилет или взлет стаи фламинго численностью до тысячи птиц, но и отчаянные попытки догнать и достать в прыжке их заклятых врагов - гиен и шакалов. Даже львов притягивает этот сезонный птичий фестиваль.

Спустя столетие мы сидим здесь, зачарованные дикой жизнью во время водопоя. И вот, наконец, мы поднялись, чокнулись бокалами с пивом и выпили за успех и долгую историю национального парка Этоша, который до сих пор является одним из крупнейших и захватывающих своей дикой природой заповедников в Африке и ещё долго будет процветать.

Самые дешевые полеты в Намибию. Компания «Эйр Намибия» предоставляет прямые авиаперелеты из лондонского аэропорта Гатуик, в столицу Намибии - Виндхук (airnamibia.com) трижды в неделю. До 30-го июня, исключая период Пасхи, стоимость экономкласса составляет 430 фунтов стерлингов (включая все налоги). Вы также можете лететь в Виндхук рейсами «Бритиш Эруэйз» (ba.com).

Автомобиль напрокат


Все крупные фирмы, предоставляющие автомобили напрокат, расположены в Виндхуке.

Когда ехать


Наилучший период наблюдения за богатой природой национального парка Этоша - с мая по сентябрь, когда погода засушливая, и дикая жизнь сосредоточена вокруг водоемов.

Что с собой взять


Солнцезащитный крем, головной убор, бинокль, фотокамеру и что-нибудь теплое, надевать прохладными утрами и вечерами, например, шерстяной свитер. Хотя малярия и не распространена повсеместно, однако, перед поездкой обязательно проконсультируйтесь с врачом.