ІСТИНА І ТРАДИЦІЇ

По Боткинской тропе весной

Великая Эпоха
Мы оставили нашего читателя на перепутье трёх дорог, или точнее, троп: Штангеевской, Боткинской и Ставрикайской (Крестовой), которые сходятся на склоне Крестовой горы. В путеводителях вы ещё прочитаете о Дмитриевской, Таракташской тропах, которые ведут вверх на Ай-Петринскую яйлу. Маршрут протяжённостью порядка восьми-девяти километров включает в себя Штангеевскую и Боткинскую тропы.

Первую часть рассказа читайте в статье «По Штангеевской тропе над Ялтой».

Боткинская тропа начинается на горе Крестовой (Ставри-Кая) и заканчивается в районе Поляны сказок и Ялтинского зоопарка. Названа она именем выдающегося врача Сергея Петровича Боткина, который один из первых оценил целебные свойства климата Южного берега Крыма. Ещё сто лет назад сердечникам, лёгочникам, да и всем недомогающим было рекомендовано не сидеть в четырёх стенах, глотая таблетки, а по мере сил двигаться по тропам Крыма, наполняясь живительным смолистым настоем древних можжевельников и реликтовых сосен. Красототерапия программирует каждую клетку на позитив и любовь к жизни, повышая эмоциональный фон и сопротивляемость организма.

Гора Ставри-Кая окутана легендами о тавре, который давным-давно водрузил каменный крест на её вершине. Сейчас гора узнаваема издалека по деревянному кресту. Крымские спелеоголи обнаружили в Крестовой горе пещеру с артефактами существования древних людей. В неё можно попасть только при наличии хороших альпинистских навыков. Созерцание прекрасных панорамных видов в радиусе 360 градусов вокруг Ставри-Кая умиротворяет душу и успокаивает ум. Гора не отпускает — как живой организм она излучает тепло и держит тебя в своих объятиях. Не только очертания скальных пород на склоне, но и причудливые стволы и выпирающие из-под земли корни крымских дзен-сосен, которые приютились на подступах к горе, подчёркивают необычность этого места.

#img_gallery#
Раскинувшаяся на холмах Ялта, бездонная синь моря, сливающаяся на горизонте с небом, в обрамлении хвойного леса, как живая картина непревзойдённого живописца, вызывает вздох восхищения. Над Ставри-Кая венцом возвышаются отроги Ялтинской яйлы. Островки снега на вершинах Ай-Петри придают удивительную нарядность и величественность пейзажу.

Интенсивное таяние снежников на Ай-Петринском плато даёт жизнь множеству весёлых поющих ручейков и водопадиков. Наша тропа направляется вниз к смотровой площадке Куш-Кая, или Птичьей скале. Панорамные живописные картины парков, моря и Ялты мелькают, как вернисаж в живой галерее искусства.

Малахитовые склоны, вышитые золотистыми узорами солнечных лучей расстилаются перед вашими ногами волшебным ковром. Внезапно в лесной чаще в бликах света сиреневыми аметистами вспыхивают первоцветы. Воздух наполнен ароматом цветущих растений и весёлым щебетом птиц. Постепенно хвойные деревья замещаются лиственными породами: буком, рябиной, осиной, липой, клёном, лещиной, дикой грушей, яблоней, кизилом, шиповником и терновником.

На середине тропы речка Явлуза перегораживает нам путь. Весной она полноводна и богата водопадами: верхний и нижний Яузлар нарушают тишину неистовым шумом. Притягивают и завораживают взгляд фигуры, рождающиеся из пены и каскадов падающей воды — словно живое существо пляшет в стремительном танце.

Тропа плавно спускается вдоль реки и выходит к Поляне сказок. Здесь завершается наш маршрут. Хотя многие начинают восхождение по Боткинской тропе именно с этой точки, которая отмечена большим валуном и надписью на нем: «Боткинская тропа».