ІСТИНА І ТРАДИЦІЇ

На этот раз все-таки про Стамбул

Великая Эпоха
Иначе говоря, про Царьград - по-русски, Истанбул - по-турецки, не столицу Турции.

Стамбул - крупнейший город Турецкой республики и один из древнейших в Европе. Фото: Семен Павлюк
Стамбул - крупнейший город Турецкой республики и один из древнейших в Европе. Фото: Семен Павлюк
Стамбул - крупнейший город Турецкой республики и один из древнейших в Европе. В далеком прошлом - это Византий (600 г. до н. э.), Константинополь (с 330 г.) - столица Римской империи до 395 г., далее до 1453 г. - столица Византии, затем Османской империи и просто Турции до 1923 г. Нынче - мегаполис с населением более 10 млн. чел.

Продолжаем публикацию путевых заметок географа-страноведа Семена Павлюка, молодого, но уже весьма опытного путешественника. Он рассказывает о дне в Стамбуле.

Описание впечатлений от большого города - задача настолько всеобъемлющая, что я чаще всего даже и не начинал. Однако Стамбул... Я люблю этот город и, каждый раз покидая его, точно знаю, что вернусь и еще раз пройдусь по Пера и увижу фланирование кораблей по Босфору. Сейчас лишь произвольно подергаем за нитки воспоминаний об этом городе, который одновременно ухитряется быть последним мегаполисом Европы и первым - Азии.

Итак, Святая София и Голубая мечеть. Внешне Св. София (IV век) и Голубая мечеть (XVI-XVII вв.) - настоящие поэмы в камне. Хотя и немного разные: Голубая мечеть - явный оригинал, а София - адаптированный перевод (уж больно неестественно смотрятся рядом с блюдцеобразным куполом карандаши-минареты). Смотреть на них - одно из главных занятий гостей города, наводнивших площадь Султана Ахмета, что раскинулась между шедеврами.

В этот раз в Св. Софию я так и не попал из-за отсутствия должного финансирования, а вот Голубая мечеть бесплатна для входа, чем я моментально воспользовался. Проблема была в том, что тем же воспользовалась еще пара сотен туристов.

Во время намаза Голубая мечеть закрыта, так что публику-без-Аллаха-в-сердце пускают в период между молитвами, пока в храме идет уборка. Именно поэтому днем внутри Голубой мечети можно найти все, что угодно, кроме Чувства Храма, которым меня всегда и пленяют мечети. Внутренний двор наводняют привычные торговцы открытками и «лицензированные гиды», которые липнут к вам, как мухи к рахат-лукуму. Бегство внутрь мечети не приносит облегчения. В храме идет уборка. Шум пылесоса, гомон туристов, шуршание пакетов с обувью и вспышки фотокамер не дают ощущения покоя, духовности мечети (пусть даже это храм и не твоей веры). Лучше принимать Голубую мечеть за большой музей росписей. Тонкая синяя вязь, покрывающая колонны и потолок, действительно замечательна.

...Улица Диван-Йолу - это увитая рекламой «Тверская» Старого Стамбула. Древние мечети и мавзолеи счастливо идут рука об руку с бутиками и магазинами мировых торговых марок от «Макдональдса» до «Гуччи». Улица символично заканчивается площадью Беязит, где в окружении совершенно венецианских голубей смотрят друг на друга массивная мечеть Беязит и Стамбульский университет (основан в 1453 г.). Первая - воплощение традиции и духовности с росписью, очень похожей на Голубую мечеть. Второй - символ устремления в будущее светской образованной нации. Подтверждение моих слов - скульптура Ататюрка (Кемаль Ататюрк - первый президент Турецкой республики, 1918-1938 гг.), идущего в компании двух студентов на территории университетского кампуса - очень милого парка, полного расслабленных после (или вместо?) занятий студентов.

Но стоит сделать пару шагов в сторону - и Стамбул изменится. Исчезнут аккуратные европейские домики с палисадниками. Сбегающие вниз к Мраморному морю улицы путаются, образуя настоящий лабиринт. Это бедняцкий квартал. Если идти по склону прочь от Босфора, то бедняцкий Стамбул плавно перейдет в Стамбул торговый. Обнаружить границу очень легко по вывескам магазинов и кафе на ломаном русском. Здесь жесткая поуличная специализация - на этой улице торгуют мужской обувью, на соседней - женской и т. д. Днем здесь кипит жизнь. Все, что выставлено на продажу, - обувь, одежда, - изготовлено в подвалах окружающих домов. У городских властей есть грандиозные планы по выселению этого рынка на задворки, а Старый Стамбул до площади Беязит сделать чисто туристическим районом. Так может пропасть львиная доля очарования города.

Вернувшись на площадь Беязит, я попал под сень куполов самой большой мечети города - Сулеймание. Огромная туша мечети разлеглась над самым обрывом бухты Золотой Рог и уже поэтому считается шедевром. Удивительно, как архитектор смог предотвратить сползание всей этой конструкции вниз, особенно по тем временам. Этого архитектора XVI века зовут Синан. Для Турции он значит то же, что Росси или Растрелли для российской архитектуры. В Стамбуле он построил чуть ли не 25 мечетей. Все они - шедевры, но заказ Сулеймана Великолепного, понятное дело, особенный. Из-за чудовищного по сложности замысла строительство мечети затянулось. И иранский шах не упустил возможность подколоть соседа, прислав султану ларец с рубинами - мол, у тебя деньги кончились, так возьми мои. Взбешенный Сулейман приказал замуровать ларец в одном из минаретов.

Я некоторое время постоял перед этим минаретом, прикидывая, где бы мне достать кирку и, коли достану, успею ли я расковырять цемент, пока меня не демонтируют при помощи моей же кирки оскорбленные верующие. Внутри мечеть, на мой вкус, гораздо красивее Голубой мечети.

Ни за что нельзя пропустить садик, что за Сулейманией. И дело даже не в мавзолеях Сулеймана и его супруги Роксоланы (славянки, равной которой по уму и интригам найдется немного за всю историю человечества), а в бесподобном виде на бухту Золотой Рог и часть Стамбула.

Остаток светового дня я провел, бродя по Большому базару. Стамбульский базар... Эта фраза рождает целый вихрь образов, где доминируют яркие ткани, золото и танцы живота. Сердце Большого базара - это огромный крытый рынок размером с княжество Монако. Под глиняным потолком бесконечными рядами выстроились ювелирные лавки, магазины ковров, лотки со всевозможными сувенирами. Техника выкачивания денег из туристов отработана до совершенства. Выйти наружу без покупки получится лишь в одном случае - если туда зайти совсем без денег.

С темнотой я вернулся на площадь Султана Ахмета, где тут же познакомился с особенностями его ночной жизни. Около Святой Софии ко мне подошел прилично одетый турок и на прекрасном английском рассказал о себе. В Стамбуле он впервые и в данный момент ищет, где бы весело провести время. Между делом, предложил мне составить ему компанию. Эту историю я, по счастью, уже знал. Идея в том, что тебя отводят в какой-то бар, заказывают выпивку, тут же подсаживаются какие-то девицы. В итоге тебе предъявляют счет на сумму, превосходящую бюджет всей поездки.

Как вы понимаете, компанию «столичной штучке» я не составил, а завершил день в одном ресторанчике с видом на Босфор.

Семен Павлюк. Специально для Великой Эпохи