ІСТИНА І ТРАДИЦІЇ

Frieden – Freundschaft, мир – дружба

Великая Эпоха

Вид на Дрезден с террасы Брюля. Фото: Ирина Рудская/The Epoch Times
Вид на Дрезден с террасы Брюля. Фото: Ирина Рудская/The Epoch Times
Единство и борьба противоположностей

Немцы и русские, русские и немцы… На протяжении длительной истории эти два разных народа – то враждующих, то притягивающихся друг к другу – связаны между собой, словно Арктика и Экватор, левая туфля и правая туфля. Вот уж поистине, единство и борьба противоположностей.

Естественно, наше человеческое любопытство притягивает то, чего нет у нас самих.

Пунктуальность, бережливость, аккуратность, точность немцев вызывают у нас икоту от удивления. Мыслимо ли утром выходного дня 15 минут обзванивать все ближайшие магазины, чтобы узнать, где хлеб и ветчина на 2 цента дешевле? А немец это делает! Потом садится в машину и едет в дальний магазин. Мне об этом поведал один наш бизнесмен, которого пригласили погостить в этой семье, где происходило дело. Спрашиваю: а разве бензин не стоит денег? Бизнесмен пожимает плечами. И еще этот человек после первого посещения Германии рассказал, что взятки в бизнесе – на подкуп чиновников – тоже закладываются в сделку: расходы как-никак, и немаленькие. Но немцы нисколько не смущаются столь деликатной темы: деньги любят счет, и неважно, куда именно они идут, важно – на дело, и важно – сколько.

Но еще любопытней то, что говорят о себе сами немцы. Прежде чем рассказать немецкий анекдот, хочу напомнить, что Германия делится на исторические области: Саксонию, Баварию, Швабу  и другие. И конечно, есть характерные черты у народов, населяющих каждую из них. Теперь анекдот:

«Уроженец Пруссии, баварец и шваб сидят, пьют пиво. К каждому в кружку залетает муха. Пруссак выливает пиво вместе с мухой и требует принести новую порцию. Баварец пальцами вытаскивает муху из своей кружки и продолжает пить пиво. Шваб вытаскивает муху и заставляет ее выплюнуть пиво, которое она успела проглотить».
 
Но вообще, немцы любой провинции – народ очень бережливый, экономный. И не стесняются этого.

Зато у нас, русских, все построено на «авось» да «небось». Это не слова, это – понятия. Авось пронесет. Небось, не вляпаемся. Русская точность – плюс-минус километр, нефть: плюс-минус танкер, тайга: плюс-минус гектар. Широкая русская душа предела не знает: велика страна моя родная! Взялся работать: сделал – не сделал – «и так сойдет». Еще мой дед, туляк, говаривал: нам абы как. А в Германии…

Порядок превыше всего
 
Туристический автобус везет нас по землям Саксонии. Мелькающие за окнами небольшие города являют собой функциональность, рационализм и организованность. Линии ландшафта строгие, как выправка немецких солдат. Кажется, что и сами жители ходят строем.

Да-а-а, немцы – это порядок. А порядок немцы рассматривают как путь к совершенству. И это стремление к совершенству у народов Германии идет из глубины веков.
 
Потому-то немцы любят качество во всем: в автомобилях и дорогах для автомобилей, музыкальной и видеоаппаратуре, в одежде и обуви, в еде и отдыхе. Они живут в капитальных, хорошо прогреваемых домах с двойными рамами, уставленных добротной мебелью и надежной бытовой техникой. Качество самой жизни они также соотносят с порядком.

Философ Иммануил Кант выразил суть немецкого характера: весь мир, весь космос подчинить единому порядку. Все звезды должны быть посчитаны, планеты – замерены, астероиды – занесены в реестры, и все это должно быть разложено в архивах по полочкам. Господин Кант доводил друзей до белого каления своим неуемным желанием разделять все на группы и подчинять порядку.

И еще раз о единстве и борьбе… Этот самый знаменитый и самый почитаемый немцами философ Иммануил Кант похоронен на российской земле. Саркофаг из темного гранита находится у Кафедрального собора в центре Калининграда (ранее Кёнигсберга), на острове Кнайпхоф.

Симметрия и гармония

Наш автобус делает остановку в Дрездене. Аккуратность и чистота. Пересекаем сквер, направляясь к Театральной площади, вымощенной брусчаткой так, словно это пряди женских волос, тщательно уложенные на голове. И эту «голову» венчает корона роскошного полукруглого здания Земпер-оперы.

Дорожки сквера, которые выводят на Театральную площадь, не имеют бордюров. От аккуратно подстриженной зеленой травы их отделяет полоса гравия, шириной в две ладони. И все! Никаких уступов, канавок, только ровно уложенные камешки. О, если б это было у нас в стране! Тот гравий был бы и на траве, и на скамейках, и за шиворот бы к кому-то забрался…

Но здесь жили немцы. Поэтому гравий оставался на своем месте. И как могло быть иначе, если немцы считают вполне естественным перевесить соседское белье на улице, если оно после стирки не было вывешено в строго определенной последовательности. Все должно отвечает законам симметрии, чтобы гармония радовала глаз.

Хочу увидеть Цвингер!

«Покажите мне Дрезден, хочу увидеть Цвингер!» – нетерпеливо попросила наша приятельница, когда мы вернулись из путешествия. Она родилась в Дрездене, там прошли ее детские годы, и чистая душа ребенка впитала в себя все великолепие старинного немецкого города. Ее отец был военным, а в Дрездене стояли советские войска. Фотографии, конечно, не передают всей красоты, и лучше самим поехать и почувствовать дух города, прикоснуться к его богатой истории.

В центре Театральной площади конная статуя короля Иоганна, который славился любовью к науке и был известен как переводчик произведений Данте. Ближе к Эльбе расположена итальянская деревенька, потом идет мост короля Августа через реку. Со стороны южного его основания сооружена Придворная церковь – самый большой собор Саксонии (4800 кв. м). Это монументальное здание в стиле позднего барокко было воздвигнуто в 1755 году.

Вдоль Эльбы тянется терраса Брюля – ее еще называют «балконом Европы». Неподалеку находится Цвингер, всемирно известный ансамбль из павильонов и галерей в стиле барокко – резиденция королевской династии Веттинов. Несколько минут пешком, и мы уже видим Музейное здание Саксонского общества искусств. Ландхаус, выстроенный в духе раннего классицизма, любезно предоставил свои апартаменты Музею истории города. О Фюрстенцуге: 23921 фарфоровая плитка образует картину «Шествие королей», длина которой 102 метра, следует говорить особо. Меня она потрясла.

О-о!

В Земпер-галерее Цвингера находится картинная коллекция «Старые мастера». Это собрание художественных полотен раньше было известно нашему народу как Дрезденская картинная галерея. Вот куда я мечтала попасть с детства и прикоснулась лишь «на склоне дней моих…», как поет Сергей Никитин. Это одно из самых полных собраний полотен старой европейской живописи XV-XVIII веков. И слова здесь бессильны. Открыл рот, как только вошел в первый зал галереи, и закрыл на выходе, да и то, только потому, что увидел портрет женщины в современной одежде с открытым ртом и обалдевшими глазами. Оказалось – зеркало.

Достопримечательности в центре – это еще не все. Вокруг разместились целые кварталы старого города со своей историей. А еще дальше – окрестности Дрездена, удивительной красоты ландшафт Саксонской Швейцарии.

…Как коротка наша жизнь, и как много еще надлежит увидеть, познать, почувствовать.