ІСТИНА І ТРАДИЦІЇ

Чума в средние века распространялась не по вине крыс – считают ученые

Великая Эпоха

Крысы не могут быть причиной быстрого распространения «черной смерти» в средние века – к такому выводу пришел английский ученый Барни Слоан (Barney Sloane), исследуя чумные кладбища Лондона 1348-1349 годов. Размах эпидемии был значительно выше - болезнь передавалась от человека к человеку – и унесла жизни двух третей населения столицы Английского Королевства - пишет он в своей книге «Черная смерть в Лондоне»

Крысы не виноваты в распространении «черной смерти» в средние века - считает Барни Слоан (Фото: thefirstpost.co.uk)
Крысы не виноваты в распространении «черной смерти» в средние века - считает Барни Слоан (Фото: thefirstpost.co.uk)
Как сообщает The Guardian, исследуя этот вопрос в течение десяти лет, ученый пришел к выводу, что эпидемия началась позже, чем принято считать: в октябре 1438, а к апрелю 1439 достигла своего пика. Если бы переносчиками инфекции были крысы и мыши, то в зимний период скорость распространения эпидемии сократилась бы – считает Барни Слоан. К тому же, вдоль всей береговой линии осталось бы большое количество крысиных останков, в то время как их археологи не обнаружили.

Чума уносила жизни и в богатых, и в бедных. Джоан, дочь короля Англии Эдуарда III, покинула страну: вместе с приданым и свитой она поплыла на корабле в Испанию. Молодая особа собиралась выйти замуж за Педро, наследника престола Кастилии. Однако до дня своего бракосочетания дожить ей было не суждено – девушка умерла от чумы через 10 дней после высадки на берег.

«Черная смерть» достигла такого размаха, что тогдашние люди считали, что умрут все. Как и юстинианской чуме, которая прошлась по Европе и Малой Азии пятью веками раньше, чуме ХIV века предшествовало много катастрофических явлений. Документы и хроники того времени свидетельствуют о сильной засухе в районе междуречья Янцзы и Хуанхэ (Китай) и голоде, который за ней последовал. Оттуда чума, вероятно, и берет свое начало. Хонан потерпел нашествие саранчи, а Кингчиа накрыли дожди и ураганы (1333 год).

В катастрофических наводнениях погибли до 400 тысяч человек, гора Цинчоу исчезла во время землетрясения, оставив огромную трещину в земле, а в Гуаньчжоу люди слышали «подземный гром». Отдельные толчки в районе продолжались до 1345 года. Тогда же сильные ливни вызвали наводнение, горы Киминчан ушли под землю, а трещина в «сотню ли», которая осталась, в 1334 году превратилась в озеро. Стихийные бедствия в Китае продолжались до 1347 года, унеся жизни пяти миллионов человек – люди стали говорить о том, что политика императора противоречит воле Неба.

В Индии, по сообщению авиньонского музыканта Луиса Хейлигена, «... в первый день прошел дождь из лягушек, ящериц, змей, скорпионов и им подобных ядовитых гадов, на второй в небе были видны молнии и вспышки огня вперемежку с градом невиданной доселе величины, и , наконец, на третий день с неба сошел огонь и вонючий дым, который смел с лица земли все, что еще оставалось живого среди людей и других животных, и сжег все бывшие там города до самого основания. "

В том же 1337 году и возникло «моровое поветрие», которое было принесено, как тогда считали, южным ветром. Случилось несколько землетрясений с эпицентром в Гималаях.

В 1333 году в Европе активизировался вулкан Этна, причем с такой силой, что серная туча накрыла собой даже Кипр. Климат в Южной Европе в последние годы перед «Черной смертью» вновь изменился, пришла теплая и сырая погода, а в 1337 году наблюдалось небывалое нашествие саранчи, которая «покрывала крыши домов и забивала собой колодцы на фут глубины». В 1342 году катастрофические снегопады и дожди вызвали наводнения во Франции и Германии, они повторились и в 1343 году.

Период в несколько лет после 1345 отмечался «особой влажностью». После него азиатская саранча накрыла Европу, и распространилась вплоть до Голштинии. Животные стали массово вымирать. Землетрясение 25 января 1345 ощущалось даже в Скандинавии, подземные толчки возобновились 2 февраля того же года.

Среди мест, которые особенно пострадали от стихийного бедствия, называют Ломбардию, Каринтию, Истрию, Швабию, Баварию, Моравию, Рим и Парму. В Венеции «сами собой звонили колокола Святого Марка», дома и церкви давали трещины и падали на землю. В 1349 году землетрясение повторилось, на этот раз от него пострадали Польша, Англия и Северная Европа. Подземные толчки ощущались вплоть до 1360 года.

Холодной оказалась и зима 1347-1348 лет, и дикие звери, вышедшие из лесов от голода в поисках пищи, нападали на людей, «выхватывали из рук матерей грудных младенцев». В то же время «произошло нашествие невиданных ранее насекомых, странного вида червей, толстобрюхих жаб, хвостатых лягушек удивительного вида, незнакомых врачам того времени, множества жуков всевозможных форм, огромных черных листоверток, гигантских пауков и комаров невероятных расцветок и очертаний».

Люди искали ответ на вопрос: что вызвало чуму? Они верили, что это кара небесная за грехи, погоню за мирскими соблазнами и моральный упадок. Церкви были заполнены людьми, а священники называли «страх Божий» лучшим лекарством от чумы. Однако и они умирали, принимая последнюю исповедь у больных.

Было время, когда в ряде городов не осталось ни одного служителя церкви. Боясь заражения, священники и монахи пытались защитить себя от контакта с больными, и передавали им хлеб для причащения через щель в дверях, «чумную щель», на ложке с длинной ручкой. Впрочем, были известны и случаи подвижничества: монах-отшельник по имени Рох самоотверженно помогал больным. Позже католическая церковь его канонизировала.

«Черная смерть» выкосила половину населения Европы – от 15 до 34 миллионов человек. Эпидемия оставила после себя множество загадок: не известна не только причина ее появления, таинственным остается и ее внезапное исчезновение.

У людей, оставшихся в живых, произошла коренная переоценка ценностей. Общество перешло к новому этапу своего развития, который проявился во многих сферах человеческой жизни. Переосмысления роли человека и его позиции в этом мире повлияло на изменение социальной ситуации, экономики, культуры и религии. Чумной период вызвал подъем самосознания человека, заставил задуматься над вечными вопросами.

После чумы отношение к крысам в Европе кардинальным образом изменилось от равнодушия к страху: их стали считали темными созданиями, что и нашло отражение в сказках и рассказах разных народов. Нынешние же ученые утверждают, что это было несправедливо.

Видимо, свою историю мы несем за плечами для того, чтобы уметь анализировать события прошлых дней и делать из них соответствующие выводы. О чем нас заставляет задуматься «черная смерть» средних веков – каждому решать самому.