• Телескоп «Гершель» — инфракрасный взгляд на Вселенную

• Геннадий Годун | Великая Эпоха
    Среда, 10 июля 2013 года
Научная миссия орбитального телескопа «Гершель» завершилась. На борту самой мощной космической инфракрасной обсерватории закончились запасы жидкого гелия, испарение которого охлаждало инфракрасные датчики телескопа, сообщается в пресс-релизе NASA.

Телескоп «Гершель», выведенный 14 мая 2009 года ракетой-носителем «Ариан-5» на гелиоцентрическую орбиту, почти 4 года собирал информацию о жизни Вселенной, которая недоступна не только глазу человека, но также другим телескопам. Зеркало «Гершеля» — самое большое среди космических телескопов. Его диаметр составляет 3,5 метра. Даже у аппарата «Хаббл» диаметр зеркала равен «всего» 2,4 метрам, а у инфракрасного телескопа «Спитцер» (крупнейшего орбитального аппарата на момент запуска «Гершеля») зеркало и того меньше — 85 см в диаметре. Три инфракрасных датчика телескопа могли наблюдать излучение вплоть до 625 мкм, что в 1000 раз длиннее тех волн, которые видит глаз человека.

Телескоп «Гершель» в Европейском центре космических исследований и технологий, Нордвейк, Нидерланды. Фото: ESA

Фото: ESA

Размещение телескопа на гелиоцентрической орбите во второй точке Лагранжа (1,5 млн км от Земли) и охлаждение инфракрасных датчиков жидким гелием до 2 Кельвинов (минус 271 градусов по Цельсию) вместе с постоянным прикрытием телескопа от Солнца тенью земного шара позволило учёным заглянуть в отдалённые и очень холодные уголки Вселенной, недоступные приборам остальных телескопов.

По словам Пола Голдсмита, руководителя проекта из Лаборатории реактивного движения NASA, наблюдения космоса «Гершелем» позволили лучше понять процессы образования звёзд и планет, но вместе с тем озадачили исследователей множеством новых вопросов, как повествуется на сайте NASA. Телескоп «Гершель» передал на Землю настолько большой объём информации, что для её полной обработки и повторных наблюдений наземными и будущими орбитальными телескопами понадобится не один год. Как обещают руководители проекта, в течение следующего полугодия все данные, переданные «Гершелем», будут выложены в свободный доступ на сайте NASA, чтобы исследователи других стран смогли «прикоснуться к самородкам золота», как образно выразился учёный проекта Фил Эпплтон.

Галактика М31 или «Туманность Андромеды». Фото: ESA/Herschel/PACS & SPIRE Consortium, O. Krause, HSC, H. Linz

Галактика М31 или «Туманность Андромеды».
Фото: ESA/Herschel/PACS & SPIRE Consortium, O. Krause, HSC, H. Linz

Перечислим основные итоги миссии. Изучая переданную телескопом «Гершель» информацию, учёные обнаружили:
  • пронизывающие пространство длинные нитеподобные структуры, усеянные сгустками вещества, формирующего новые звёзды;
  • молекулы кислорода, карта распределения которого в различных регионах космоса позволила лучше понять жизненные циклы светил;
  • области интенсивного образования звёзд в очень далёких галактиках;
  • высокоскоростные выбросы вещества, создаваемые чёрными дырами в центрах активных галактик, которые тормозят процессы образования молодых звёзд;
  • протопланетный диск вещества вокруг светила в созвездии Гидры, изменивший представления учёных о сроках образования планет;
  • пояс астероидов вокруг Веги (совместно с телескопом «Спитцер»);
  • молодые светила в «яслях» Ориона, которые ранее не наблюдались;
  • захватывающие способы взаимодействия светил с окружающим пространством в виде «тропинок», которые звёзды прокладывают сквозь облака пыли и газа;
  • воду в южном полушарии Юпитера, которую доставила туда упавшая в 1994 году на планету комета Шумейкера-Леви.
В конце апреля во время сеанса связи с телескопом учёные обнаружили повышение температуры в области инфракрасных датчиков. Это означало, что все запасы жидкого гелия (2300 литров), охлаждающего приборы, испарились, и продолжение работы телескопа становится невозможным. После проведения нескольких дополнительных экспериментов 17 июня руководители миссии по команде из центра управления Европейского космического агентства в Дармштадте (Германия) отправили телескоп «Гершель» на солнечную орбиту — «космическое кладбище» для завершивших работу аппаратов.

Руководитель научного подразделения Европейского космического агентства Мартин Кесслер отправляет на телескоп «Гершель» последнюю команду, Дармштадт, Германия, 17 июня 2013 г, 15:25 по киевскому времени. Фото: ESA

Фото: ESA

На смену телескопу «Гершель» Японское аэрокосмическое агентство готовит аппарат Spica (космический инфракрасный телескоп для космологов и астрофизиков), который планируется отправить на орбиту в 2017 году.

И в заключение — подборка захватывающих фотографий космоса, увиденных «инфракрасными глазами» телескопа «Гершель».

Подписаться:

Social comments Cackle