Телескоп «Гершель» — инфракрасный взгляд на Вселенную

Научная миссия орбитального телескопа «Гершель» завершилась. На борту самой мощной космической инфракрасной обсерватории закончились запасы жидкого гелия, испарение которого охлаждало инфракрасные датчики телескопа, сообщается в пресс-релизе NASA.

Телескоп «Гершель», выведенный 14 мая 2009 года ракетой-носителем «Ариан-5» на гелиоцентрическую орбиту, почти 4 года собирал информацию о жизни Вселенной, которая недоступна не только глазу человека, но также другим телескопам. Зеркало «Гершеля» — самое большое среди космических телескопов. Его диаметр составляет 3,5 метра. Даже у аппарата «Хаббл» диаметр зеркала равен «всего» 2,4 метрам, а у инфракрасного телескопа «Спитцер» (крупнейшего орбитального аппарата на момент запуска «Гершеля») зеркало и того меньше — 85 см в диаметре. Три инфракрасных датчика телескопа могли наблюдать излучение вплоть до 625 мкм, что в 1000 раз длиннее тех волн, которые видит глаз человека.

Телескоп «Гершель» в Европейском центре космических исследований и технологий, Нордвейк, Нидерланды. Фото: ESA

Фото: ESA

Размещение телескопа на гелиоцентрической орбите во второй точке Лагранжа (1,5 млн км от Земли) и охлаждение инфракрасных датчиков жидким гелием до 2 Кельвинов (минус 271 градусов по Цельсию) вместе с постоянным прикрытием телескопа от Солнца тенью земного шара позволило учёным заглянуть в отдалённые и очень холодные уголки Вселенной, недоступные приборам остальных телескопов.

По словам Пола Голдсмита, руководителя проекта из Лаборатории реактивного движения NASA, наблюдения космоса «Гершелем» позволили лучше понять процессы образования звёзд и планет, но вместе с тем озадачили исследователей множеством новых вопросов, как повествуется на сайте NASA. Телескоп «Гершель» передал на Землю настолько большой объём информации, что для её полной обработки и повторных наблюдений наземными и будущими орбитальными телескопами понадобится не один год. Как обещают руководители проекта, в течение следующего полугодия все данные, переданные «Гершелем», будут выложены в свободный доступ на сайте NASA, чтобы исследователи других стран смогли «прикоснуться к самородкам золота», как образно выразился учёный проекта Фил Эпплтон.

Галактика М31 или «Туманность Андромеды». Фото: ESA/Herschel/PACS & SPIRE Consortium, O. Krause, HSC, H. Linz

Галактика М31 или «Туманность Андромеды».
Фото: ESA/Herschel/PACS & SPIRE Consortium, O. Krause, HSC, H. Linz

Перечислим основные итоги миссии. Изучая переданную телескопом «Гершель» информацию, учёные обнаружили:
  • пронизывающие пространство длинные нитеподобные структуры, усеянные сгустками вещества, формирующего новые звёзды;
  • молекулы кислорода, карта распределения которого в различных регионах космоса позволила лучше понять жизненные циклы светил;
  • области интенсивного образования звёзд в очень далёких галактиках;
  • высокоскоростные выбросы вещества, создаваемые чёрными дырами в центрах активных галактик, которые тормозят процессы образования молодых звёзд;
  • протопланетный диск вещества вокруг светила в созвездии Гидры, изменивший представления учёных о сроках образования планет;
  • пояс астероидов вокруг Веги (совместно с телескопом «Спитцер»);
  • молодые светила в «яслях» Ориона, которые ранее не наблюдались;
  • захватывающие способы взаимодействия светил с окружающим пространством в виде «тропинок», которые звёзды прокладывают сквозь облака пыли и газа;
  • воду в южном полушарии Юпитера, которую доставила туда упавшая в 1994 году на планету комета Шумейкера-Леви.
В конце апреля во время сеанса связи с телескопом учёные обнаружили повышение температуры в области инфракрасных датчиков. Это означало, что все запасы жидкого гелия (2300 литров), охлаждающего приборы, испарились, и продолжение работы телескопа становится невозможным. После проведения нескольких дополнительных экспериментов 17 июня руководители миссии по команде из центра управления Европейского космического агентства в Дармштадте (Германия) отправили телескоп «Гершель» на солнечную орбиту — «космическое кладбище» для завершивших работу аппаратов.

Руководитель научного подразделения Европейского космического агентства Мартин Кесслер отправляет на телескоп «Гершель» последнюю команду, Дармштадт, Германия, 17 июня 2013 г, 15:25 по киевскому времени. Фото: ESA

Фото: ESA

На смену телескопу «Гершель» Японское аэрокосмическое агентство готовит аппарат Spica (космический инфракрасный телескоп для космологов и астрофизиков), который планируется отправить на орбиту в 2017 году.

И в заключение — подборка захватывающих фотографий космоса, увиденных «инфракрасными глазами» телескопа «Гершель».

#img_gallery#