Легко ли сегодня обнаружить новый космический объект?

фото: BRUCE WEAVER/AFP/Getty Images
Впервые применив телескоп, Галилей обнаружил спутники планет, пятна на Солнце, кольца Сатурна. С тех пор каждый шаг в развитии астрономической техники приводит к обнаружению в космосе новых объектов и явлений.

Научный сотрудник астрономического института имени Штернберга Сергей Попов рассказывает, как ученые ищут новые типы космических объектов: «За последние десять лет едва ли не каждый год открывается новый карликовый спутник в нашей галактике. Кроме этого появлялись новые типы нейтронных звезд. Эти звезды … не являются источником периодических радиоимпульсов. Другой пример нового типа нейтронных звезд — это магнитары, нейтронные звезды с очень сильным магнитным полем, которые фактически были предсказаны и открыты только в 1990-е годы».

Количество новых типов объектов достаточно велико, фактически на каждый год что-нибудь приходится. Космические лучи — разогнанные заряженные частицы излучают гамма-кванты, которые летят к Земле, попадают в атмосферу, образуют ливни частиц, собирающиеся при помощи чашек 12-метрового телескопа HESS. Там, где излучение поймано, оно попадает в специальные фотоэлектронные умножители, появляется электронный сигнал, по которому регистрируется гамма-квант: «А потом в новостях все это называется "астрономы увидели". Восемь увиденных астрономами источников могут являться очень интересными объектами. Для шести из них удалось найти возможное объяснение. По всей видимости, большая часть из них — это остатки сверхновых, а для двух объектов обнаружить нечто в направлении, откуда пришел гамма-сигнал, так и не удалось. То есть ничего не видно в рентгеновском или радио-диапазоне. В области центра галактики источников великое множество, но в поле зрения телескопа не попал ни один объект, который потенциально может являться источником гамма-излучения. Соответственно, это могут быть новые типы источников», — говорит Сергей Попов. Когда астрономы что-то увидели, они регистрируют параметры объекта, но не говорят, что конкретно увидели, потому что не знают что именно.

Прослушивание радиоэфира – нелегкая задача: то там все время шумы, потрескивания, то голос на фоне слышен или музыка, а если маленький один щелчок, который случается раз может быть в сутки, его очень трудно выделить в шуме. Сергей Попов рассказывает о поиске источников вспышек жесткого излучения.

VLA — это радиотелескоп, который представляет собой три железнодорожных пути длиной по 27 километров каждый, проложенные в пустыне. По ним на специальных платформах ездят несколько чашек больших радиотелескопов. Это мощная система, ее недавно модернизировали, и вот на этом инструменте были сразу получены новые результаты: «Причем само открытие было сделано пару лет назад, и только сейчас появилась публикация. Поскольку выделение и понимание того, что данные вспышки не являются дефектом аппаратуры, не являются наземными сигналами, требуют достаточно больших усилий. И я бы даже сказал, что от экспериментаторов требуется некоторое мужество для опубликования такого результата, поскольку такой результат в некотором смысле противоречит основной парадигме современной науки, поскольку он невоспроизводим. Повторных всплесков от этого источника или подобных всплесков от других источников не наблюдалось. Параметры этих вспышек таковы, что теоретикам оказалось очень трудно подобрать какой бы то ни было известный тип источников для объяснения таких вспышек».

Когда-то требовались века, чтобы найти неопровержимые доказательства гелиоцентрического устройства Вселенной, сейчас благодаря новым открытиям ошибочность восприятия окружающего мира рассеивается гораздо быстрее. Какую часть пути нам предстоит еще пройти?..